Подготовка детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к обучению грамоте
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Контрольная
на тему: «Подготовка детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к обучению грамоте»
по дисциплине: «Специальные методики дошкольного обучения»
2021
15.00 BYN
Подготовка детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к обучению грамоте
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Специальные методики дошкольного обучения
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
Практическое занятие № 2
Литература
Литература
Практическое занятие № 2
Подготовка детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к обучению грамоте
1. Подберите речевой материал, дидактические игры и упражнения для ознакомления детей четвертого года обучения со словом.
2. Подберите дидактические упражнения для ознакомления детей четвертого года обучения с предложением.
3. Подберите дидактические игры и упражнения для ознакомления детей четвертого года обучения со словесным составом предложения.
4. Подберите дидактические игры, упражнения и методические приемы для ознакомления детей четвертого года обучения со слоговым строением слова.
5. Подберите речевой материал, дидактические упражнения и методические приемы для ознакомления детей четвертого года обучения со звуковым строением слова.
РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ СО СЛОВОМ
«Что делает?»
Цель: показать детям, что слова бывают разные и звучат они по-разному.
Оборудование: картинки с изображением девочки, выполняющей различные действия: прыгает, играет, читает, рисует, поет, умывается, бегает, спит и т. д.
Воспитатель показывает картинки и спрашивает детей, что делает девочка. Когда дети назовут все действия, изображенные на картинках, воспитатель предлагает перечислить, что еще может делать девочка. Если дети затрудняются, он им помогает: есть, стирать, петь, танцевать, говорить и т. д. Воспитатель обращает внимание детей на то, как много есть разных слов о том, что может делать девочка.
«Скажи, как я»
Цель: продолжать учить детей вслушиваться в слова, их звучание: знакомить с термином "слово"; вызвать интерес к слову.
Описание: ребенок подходит к столу воспитателя и поворачивается спиной к детям. Он - эхо. Все остальные вспоминают какие-нибудь слова и по вызову взрослого негромко произносят их. Ребенок-эхо тотчас же называет услышанное слово ("Чебурашка", - говорит Валя. "Чебурашка", - вторит ему эхо). После 5-6 ответов на роль эхо выбирается другой ребенок. Новые слова следует произносить так, чтобы отчетливо было слышно, как они звучат. Если эхо не расслышал слово или "вернул" говорящему другое слово (например, вместо горы - город), то на эту роль выбирается другой ребенок.
Упражнение рассчитано на большую речевую активность детей, каждому предоставляется возможность назвать одно-два слова, еще никем не называемые.
Воспитатель может записать все названные слова и в конце зачитать, отметив их разнообразие и неодинаковость звучания.
«Какое слово потерялось?»
Цель: вызывать интерес к слову, учить детей самостоятельно называть разные слова, закрепить термин «слово», познакомить с тем, что слова в речи произносятся в определенной последовательности: друг за другом.
Описание: воспитатель предлагает детям подсказать слова, которые потерялись: "Зайку бросила хозяйка - под дождем остался ... (зайка). Наша Таня громко ... (плачет), уронила в речку ... (мячик). Тише, Танечка, не ... (плачь)! Не утонет в речке ... (мяч). Уронили мишку на пол, оторвали мишке ... (лапу). Все равно его не ... (брошу), потому что он ... (хороший). Целый день поет щегол в клетке на окошке. Третий год ему пошел, а он боится ... (кошки).
Вот сколько слов вы мне подсказали, все слова теперь нашлись, и я вам прочитаю стихи Агнии Львовны Барто со всеми словами".
«Молчанка»
Цель: учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова
Оборудование: игрушки и предметы, находящиеся в групповой комнате
Описание: педагог предлагает детям посмотреть вокруг и «поискать» короткие и длинные слова. Выбирается ведущий, он ходит по комнате и ищет предметы с коротким названием. Найдя такой предмет или игрушку, он останавливается перед ним и хлопает в ладоши. Все дети следят за действиями ведущего и проверяют правильно ли он выполняет задание. Следующий ведущий ищет предметы с длинным названием.
«Подскажи слово»
Цель: продолжать учить детей вслушиваться в слова, их звучание: знакомить с термином "слово"; вызвать интерес к слову.
Оборудование: стихи в книгах
Описание: Дети, вы любите книги, которые написал Корней Иванович Чуковский. - спрашивает педагог. - Однажды он написал стихи, которые называются "Жил на свете человек". В этих стихах не хватает нескольких слов. Пожалуйста, придумайте их сами (если, дети не догадываются, воспитатель подсказывает).
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ СО СЛОВЕСНЫМ СОСТАВОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Составление предложений об игрушке
Описание: На занятии дети учатся составлять предложения из двух слов и выделять слова из этик предложений, указывать последовательность слов (какое первое, какое второе)1.На столе игрушки: кукла лежит на кровати, мишка сидит на стуле; другая кукла сидит за столом, стол накрыт (кукла завтракает или обедает); стоит вешалка, на ней полотенце. Воспитатель.- Дети, про каждую из этих игрушек можно сказать предложение. Послушайте, я скажу предложение про эту куклу (показывает на куклу, лежащую на кровати): «Кукла лежит». Далее воспитатель произносит еще одно предложение из двух слов («Мишка сидит»), а затем предлагает детям составить предложения про другие игрушки. Дети составляют предложения («Вешалка стоит», «Полотенце висит», «Кукла сидит» и т. п.). Затем воспитатель просит сказать другие предложения про куклу («Кукла обедает», «Кукла завтракает»). Одно из предложений, например «Полотенце висит», повторяется хором, потом педагог говорят: «Теперь послушайте, как я буду говорить это предложение. Я буду останавливаться после каждого слова, чтобы вы могли сосчитать, сколько слов в этом предложении: «Полотенце... висит». Сколько слов я сказала?»
Воспитатель спрашивает одного-двух детей о количестве слов в предложении. Потом задаются вопросы о том, какое первое слово, какое второе и что получится, если сказать их вместе («Полотенце висит»); воспитатель подчеркивает, что это — предложение, а не слово.
После этого воспитатель, вызвав одного из детей, предлагает ему (шепотом, чтобы другие не слышали) сесть и просит остальных придумать про этого ребенка предложение («Саша сел»). Оно разбирается так же, как было показано выше.
Подводя итог занятия, педагог (в беседе с детьми) заключает, что про каждый предмет, яро каждого человека, про каждое животное можно сказать предложение, что предложения состоят из слов, что сегодня они составляли предложения из двух слов.
«Живые слова»
Описание: Кто хочет быть словом? (Выходят 3 детей.) Теперь они не обычные дети, а дети-слова. Ты, Маша,—слово «деревья». Какое ты слово, Маша? Скажи громко. Каким сло¬вом стала Маша? (Отвечают 2—3 детей.) Таня — слово «по¬крыты», а Света — слово «снегом». (Аналогично задаются во¬просы этим детям-словам и всей группе.)
Наши слова стоят по порядку. (Показывает направление — слева направо.) Маша скажет свое слово и даст руку Тане, потом Таня скажет свое слово и даст руку Свете, последней свое слово скажет Света. А вы все слушайте. Про что сказали эти слова? (Про деревья.) Что они сказа¬ли про деревья? (Деревья покрыты снегом.) Затем воспитатель спрашивает детей с мест о последова¬тельности слов («Какое первое слово? Потом какое? А потом какое?») и предлагает назвать слова вразбивку («Какое слово Таня?», «Покажи слово «снегом» и т. п.).
— Теперь я хлопну в ладоши, и «слова» пойдут и встанут в любом месте группы, где захотят, а когда позову: «Слова, встаньте на свои места!»—снова встанут по порядку.
После хлопка воспитателя дети-слова расходятся по группе.
— Слова наши ушли. Вы хорошо запомнили их? Где слово «покрыты»? Какое слово стоит у окна? А вы помните, что они сказали? (Дети отвечают на вопросы.) Я позову слова, а вы проверьте, правильно ли они встанут. «Слова, встаньте на свои места!» Правильно они встали? (Дети-слова называют себя, а воспитатель следит за тем, чтобы они произносили слово громко и после этого брали за руку рядом стоящего.)
1. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи : программа для специальных дошкольных учреждений / авт.-сост. : Ю. Н. Кислякова, Л. Н. Мороз [Электронный ресурс]. – Минск : Национальный институт образования, 2007. – 280 с. – Режим доступа :http://asabliva.by/ru/main.aspx?guid=8515.
2. Основы методик дошкольного образования. Краткий курс лекций : учеб. пособие / О. Н. Анципирович, Е. В. Горбатова, Д. Н. Дубинина [и др.]. – Минск : Новое знание ; М. : ИНФРА-М, 2016. – 390 с.
3. Смаль, В. Н. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста: курс лекций : в 2 ч. / В. Н. Смаль, Е. И. Мельник. – Брест : Изд-во БрГУ им. А. С. Пушкина, 2012. – Ч. 1. – 212 с..
4. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. А. Стародубова. – 5-е издание, стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты