Структурные реформы экономики Беларуси: за и против
Структурные реформы экономики Беларуси: за и против
Реформы структуры экономики в мире проходили под влиянием технологических революций и/или экономических кризисов.
Экономика Беларуси, начиная с 2014 года, находится в тяжелом положении. Второй год подряд снижается валовой внутренний продукт (ВВП). Четвертый год подряд снижается поступление в страну валютной выручки. Падают доходы населения, сокращается число занятых работников на предприятиях и, как следствие, растет безработица. Страна не может обслуживать государственный долг без рефинансирования прежней задолженности и попадает в «долговую ловушку». Выход может быть только в глубоких структурных реформах экономики.
Структура трансформации экономики базируется на оптимальных макроэкономических пропорциях, эффективном использовании национальных природных, экономических, демографических и других ресурсов, отражающих традиции, и особенности развития государства и ориентированных на удовлетворение спроса внутреннего и внешних рынков, является основой устойчивого развития государства и обеспечения его экономической безопасности.
Структурные преобразования – это изменение структуры национальной экономики, которое выводит социальное развитие страны на принципиально более высокий уровень и знаменует собой последовательный переход на более высокий уровень экономического и социального развития страны [5, с. 133]. Структурные преобразования имеют четкий секторальный характер, включая радикальное изменение экономических пропорций. Она связана с глубокими изменениями в производительности труда в связи с необходимостью технологического обновления производства и приводит к глубоким изменениям в отраслевых, технологических, региональных и других структурах национальной экономики.
Механизм структурных преобразований заключается в прямом межотраслевом и внутриотраслевом регулировании ресурсов государством различными способами (бюджет, налогообложение, кредитование), разработке программ регионального развития на основе местного ресурсного потенциала и управлении этим процессом через организацию, финансирование и стимулирование научно-технических исследований, среднесрочное и долгосрочное прогнозирование в целях обеспечения более тесной взаимосвязи науки и производства, сбалансированного сочетания.
1. Желиба Б. Н. Преодолеть финансовую зависимость Беларуси через экономические реформы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 3. – С. 129–133.
2. Желиба, Б.Н. О необходимости структурных реформ в экономике Беларуси, 2017. – С. 41-52.
3. Мясникович, М.В. Структурные реформы и системный кризис, 2016. – С. 1-6.
4. Пилипенко, И.В. Переход к рыночной экономике и структурные реформы в государствах-членах Евразийского экономического союза, 2019. – 976 с.
5. Рудый, К.В. Структурные экономические реформы: необходимость для Республики Беларусь и зарубежный опыт, 2015. – №1. – С. 30-41.
6. Солодовников, С.Ю. Структурная модернизация национальной экономики в контексте новой промышленной политики, 2019. – С. 124-128.