ВВЕДЕНИЕ
1. Формирование белоруской народности, культура и просвещение в Великом Княжестве Литовском
2. Белорусские просветители времён ВКЛ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
История просветительской мысли Беларуси – это отражение многовековой жизни белорусского народа, его трудовых усилий, борьбы, стремления к социальной справедливости. развитие материальной и духовной культуры во многом обусловлено народной педагогикой, обеспечивавшей преемственность поколений, передачу исторического и социального опыта последующим поколениям.
Белорусская земля издавна славилась именами своих талантливых сыновей и дочерей. Среди многих известных имен, оставивших свой незабываемый след в истории нашей страны, есть люди, которые стали известны в истории как «просветители»
В истории Беларуси конец XV-начала XVI века известен как период заметного оживления общественной, политической и культурной жизни, расширения производства. Этот период белорусской истории совпал с общественным движением в европейских странах, известным как Возрождение. Прогрессивные идеи возрождения и Реформации проникли и в Беларусь. Наблюдается заметное развитие образования, распространение письменности, новых философских, педагогических, научных идей. Это время связано с именами таких выдающихся деятелей белорусской культуры, образования и науки, как Франциск Скорина, Николай Гусовский, Симон Будный, Василий Тяпинский, Симеон Полоцкий, Казимир Лысьчинский, братья Зизани и другие. Эти известные просветители требовали всестороннего развития личности в образовании, высказывали идеи совершенствования общества, развития национального языка и культуры, много делали для этого.
1. Формирование белоруской народности, культура и просвещение в Великом Княжестве Литовском
После распада Киевской Руси княжества западной Руси вошли в состав ВКЛ (вторая половина 13 в. – 1569 г.). Столицей этого княжества сначала был г. Новогрудок, а потом примерно в начале 15 в. – г. Вильно. Этот город на долгое время стал важным культурным центром для литовского, белорусского, польского народов. В этот период формируется белорусская народность, у населения усиливаются свойственные ему особенности языка, культуры. Эти территории стали называться Белая Русь, государственным языком становится старобелорусский язык, сформированный на основе древнерусского, а в культурно-религиозной среде и в обучении использовался старославянский (на нем писались церковные книги) [6, с. 34].
Различные типы школ, их особенности, характер обучения в них.
В этот период возникают новые типы школ, расширяется их содержание в обучении и воспитании. При поддержке польских властей католические монахи разворачивают активную деятельность по созданию соборных кафедральных школ. Школы были открыты в Полоцке, Витебске, Бресте, Гродно, Минске, Могилеве. В таких школах в содержание входили: латинское чтение, грамматика, польский язык, арифметика, музыка, молитвы. Родной язык запрещается, он остался только в немногочисленных православных школах и в некоторых униацких.
Униацкие школы открывались при монастырях, развивались под воздействием известного католического ордена – Базыльянского, готовили своих проповедников, наставников. Обычные школы давали элементарное начальное обучение, а в повышенных обучали риторике, философии, богословию, праву (5-6 классов). Открывали свои школы и другие католические ордены: бернардынские, пиарские, доминиканские и многие др.
2. Белорусские просветители времён ВКЛ
Николай Гусовский (1470 – 1533) – просветитель, поэт-гуманист, один из основоположников эстетической науки и литературной критики эпохи Возрождения. Его поэтический сборник «Песня пра зубра» – это патриотический призыв к объединению и дружбе народов разных вероисповеданий и культур, прославляющий активную, свободную, гармонично развитую личность. Зубр в стихотворении – аллегорический образ родной земли, символ ее могущества. Большая заслуга Н. Гусовского в постановке проблемы охраны природы, бережном отношении к ней, рациональном использовании и приумножении природных ресурсов [3].
Франциск Скорина (1490 – 1551) – белорусский первопечатник, гуманистический мыслитель, ученый и писатель эпохи Возрождения. Он учился в Краковском университете, где получил степень бакалавра философии. В 1507 – 1511 годах он работал и учился в Западной Европе, а в 1512 году получил степень доктора медицины в Университете Подуана. Он также имел докторскую степень по гуманитарным наукам. При поддержке Виленских меценатов он создал в Праге первую белорусскую типографию. В 1517 – 1519 гг. Ф. Скорина издал 23 книги Библии с комментариями на языке, близком к языку белорусской письменности, под общим названием «Русская Библия» [4, с. 56].
Ф. Скорина – основоположник популярных жанров белорусской литературы XVI-XVII веков: предисловий, послесловий и аннотаций к книгам. В них излагаются нравственно-этические взгляды белорусского просветителя. Он основывает принцип развития человеческой личности, считает, что критерием этого развития является знание, разум. Нравственная самостоятельность человека, подчеркивает Ф. Скорина, заключается в его достоинстве, определяемом не столько его происхождением и общественным положением, сколько нравственными добродетелями, личными достоинствами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как мы видим, выдающиеся просветители этого периода обращают особое внимание на становление национальной культуры и развитие своего родного языка, его изучение. В это исторический период происходило окончательное формирование лексического фонда белорусского языка (русского – для европейских государств), который трансформировался из общеславянского древнерусского языка. Его быстрому распространению на всей этнической территории Беларуси содействовало то, что он был официальным государственным языком в ВКЛ, куда входили белорусские земли.
Одновременно с формированием белорусского языка в XIV– первой половине XVI вв. происходит процесс становления материальной и духовной культуры белорусского народа, вследствие появления новых способов организации земледелия, белорусской народной одежды, национальной кухни, развития архитектуры и литературы, особенно устного поэтического народного творчества. Также в этот период развивается ткачество, вышивка, живопись, скульптура, графика и гравюра, которая активно используется в книгопечатании.
1. Асвета і педагагічная думка ў Беларусі са старажытных часоў да 1917 г. / Рэд. кал.: М.А.Лазарук [і інш.]. – Мінск : Вышэйшая школа, 1985. – 426 с.
2. Болбас, В.С. Этыка-педагагічная думка Беларусі (са старажытнасці да XVIII ст.) / В. С. Болбас. – Мінск : ООО «Асар», 2004. – 186 с.
3. Борытко, Н. М. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н. М. Борытко. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 496с.
4. Варенова, В.Т. Краткая история образования и педагогической мысли: Учеб. пособие / В.Т. Варенова. – Минск : ООО «Асар», 2004. – 256 с.
5. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли древнего и средневекового мира : учеб. пособие для высш. школы / А. Н. Джуринский. – М. : Совершенство, 1999. – 224 с.
6. История образования и педагогической мысли Беларуси / авт.-сост. : В. В. Пашкевич, А. С. Баранова, И. И. Колбаско [и др.]; под общ. ред. В. В. Пашкевича. – Мозырь : Содействие, 2008. – 56 с.
7. История образования и педагогической мысли. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. Академика РАО А. И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
8. Капранова, В. А. История педагогики : учеб пособие / В. А. Капранова. – М. : Новое знание, 2007. – 197 с.
9. Орлова, А. П. История образования и педагогической мысли : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений по педагогическим специальностям / А. П. Орлова, Н. К. Зинькова, В. В. Тетерина; под общ. ред. А. П. Орловой. – Минск : ИВЦ Минфина, 2000. – 380 с.
10. Сегянюк, Г. В. Гiсторыя педагогiкi : вучэбны дапаможнiк / Г. В. Сегянюк. – Мазыр : РВФ «Белы вецер», 2000. – 432 с.