1. Обзор литературы по проблеме социально-культурной деятельности детей.
Под социально-культурной деятельностью многие учёные подразумевают процесс создания условий для мотивированного выбора детьми предметной деятельности в зависимости от их интересов и потребностей, деятельности, способствующей усвоению, сохранению, развитию и распространению духовно-культурных ценностей. В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества (Т. В. Лантух, 2017).
К.И. Вайсеро и В.И. Хоменко дают следующую характеристику понятия «социально-культурная деятельность»: «Социально-культурная деятельность – отражение и изменение существующих социальных отношений людей средствами культуры и искусства. Конкретное содержание социально-культурной деятельности зависит от имеющегося социального заказа. В большинстве случаев социально-культурная деятельность представляет собой культурную активность индивидуумов, социальных групп, организаций, органов власти по созданию и распространению культурных ценностей, формированию у людей определенного мировоззрения, удовлетворению культурных потребностей, развитию творческих способностей и созданию комфортной социальной среды».
Л. А. Беляева и М. А. Беляева (Т.А. Кемерова, 2019) относят существующие определения социально-культурной деятельности, к нескольким группам:
– определения, в которых СКД предстает как способ социального наследования культуры, как форма передачи культурных традиций от поколения к поколению;
– определения, рассматривающие СКД как способ развития способностей индивидов и приобщения их к культуре;
– определения, в которых раскрывается роль СКД в социализации личности, формировании ее социокультурного статуса;
– определения, характеризующиеся комплексным подходом к СКД, охватывающие ее различные грани.
2. Социально-культурная деятельность как средство инкультурации детей.
Инкультурация - вовлечение человека в мир культуры; в систему знаний о мировой и отечественной культуре и сложившихся в обществе ценностных и нормативно-регулятивных установок; в культуроохранительную, культуросозидающую, культуротворческую деятельность, постижение искусства и культурно-информационных процессов, в духовно насыщенное общение и эстетическое освоение окружающей действительности; достижение автоматизма в использовании наиболее общих стандартов культуры.
Процесс инкультурации носит непрерывный и всепроникающий характер, связан с сенситивными пиками развития и должен учитывать возрастные и иные способности индивида к восприятию информации и определенных культурных ценностей.
Процесс инкультурации средствами социально-культурной деятельности в своем развитии проходит три уровня:
- восприятие культурного опыта: знаний и значений художественной информации и художественно-образной системы представлений и т.п.;
- освоение культурного опыта и включение его личностную, субъективную структуру (усвоение, отбор, репродуцирование, интерпретация);
- воспроизводство освоенного культурного опыта в собственной художественно-творческой или культурно-познавательной деятельности через включение индивида в деятельность различных любительских художественных объединений, самодеятельных художественных коллективов и т.д.
Таким образом, процесс инкультурации средствами социально-культурной деятельности следует рассматривать как сложное, многоуровневое явление, как движение от простейших форм освоения культурного опыта и включения его в собственную личностную структуру до воспроизводства, сохранения и обновления уже в самостоятельной культурно-творческой деятельности.
Социально-культурная деятельность, как социально ориентированная работа человека по выявлению, сохранению, распространению, освоению и трансляции культурных ценностей, накопленных определенным обществом, этносом, личностью, осуществляется во внеучебной и внерабочей сферах жизнедеятельности человека. Целью данного вида деятельности является создание условий для социального воспитания, социализации и социальной адаптации личности, ее образования и развития.
Одной из главных задач в социально-культурной деятельности является оказание помощи детям в усвоении культурного опыта предшествующих поколений, создание условий для успешной социализации личности, формирования у нее социально адекватного поведения и подготовки к самостоятельному благополучному функционированию в обществе.
3. Основные потребности детей в социально-культурной деятельности.
К основным потребностям детей в социально-культурной деятельности относятся потребности в культурном развитии (познании), эстетические, музыкальные, гедонистические (получения удовольствия), культурного общения и др.
Также можно выделить несколько основных направлений потребности детей в социально-культурной деятельности:
− активная рекреация: физкультура и оздоровление, неформальное общение на природе, игровая деятельность, хобби, сопровождаемые активным отдыхом и др.;
− социально-культурная деятельность, связанная с общением: классные и общешкольные праздники, дискотеки, школьные вечера, объединения по интересам и т.п.;
− формы социально-культурной деятельности, связанные со сферой культуры (в том числе и медиакультуры): посещение музеев, выставок, компьютерные игры, просмотр кинофильмов, чтение литературы, прослушивание музыки и т.д.;
- коллективные познавательные формы, к которым относится клубная и кружковая деятельность, спортивно-оздоровительный туризм;
- творческие коллективные формы деятельности: участие в художественной самодеятельности, техническое моделирование, конструирование, народные ремесла и т.д.
Основные направления интересов детей: художественное, техническое, техническое, прикладное, естественнонаучное, социально-политическое, физкультурно-оздоровительное.
Техническое творчество- это образовательный процесс по освоению технических знаний и созданию технических систем на основе предшествующего опыта и знаний с области моделирования, конструирования, радиолюбительства, электроники, картинга, а также обобщения пропаганды технического опыта в формах технических центров, станций, клубов, кружков и др.
4. Вокальная студия как форма организации социально-культурной деятельности детей.
Вокальная студия - специальное, акустически подготовленное помещение, оборудованное аппаратурой для занятий вокалом. Такая форма организации занятий входит в систему дополнительного образования, в которую сформировались внешкольные образовательные учреждения.
Благодаря гуманитарно-художественной направленности учебно-воспитательного процесса вокальной студии создается образовательный базис для последующего художественно-интеллектуального роста и духовно-нравственного развития детей. Это позволяет продуктивно осуществлять формирование и развитие музыкальной и духовно-нравственной культуры в целом. Вокальная работа расширяет кругозор детей, развивает их творческие способности, воспитывает дисциплинированность и ответственность, повышает работоспособность, доброжелательность по отношению к людям и своим товарищам.
Основная цель вокальных студий как формы социально-культурной деятельности - индивидуальное певческое развитие детей через приобщение их к основам мировой музыкальной культуры, развитие музыкально-эстетического вкуса, расширение общего кругозора на основе исполнения лучших образцов отечественной и зарубежной песенной литературы.
В задачи вокальной студии входят:
• формирование устойчивого интереса к пению;
• развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма;
• формирование голосового аппарата, обучение певческим навыкам и выразительному пению;
• сохранение и укрепление психологического здоровья детей;
• приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества);
• создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
5. Информационно-познавательная и художественно-творческая деятельность вокальной студии.
Информационно-познавательная деятельность - это комплексный вид деятельности, направленный на успешное получение информации из разных источников, ее преобразование, усвоение, включение в единую информационную систему с целью постановки и решения задач исследовательского характера.
Информационно-познавательная деятельность вокальной студии заключается в следующих направлениях: постановка и развитие голоса, формирование певческих навыков, знакомство с разнообразным вокальным репертуаром, развитие музыкальных способностей, музыкального слуха, кругозора, интереса к пению как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию.
Вокальная студия организует систематические занятия в теоретической и практической форме, а также в виде (видах), который характерен для этого клубного формирования (репетиция, тренировка, заседание и другие виды).
При выборе репертуара и работе над песнями используются передовые компьютерные технологии, позволяющие корректировать фонограммы по времени звучания, менять средства музыкальной выразительности, а также подобрать наиболее удобную для вокалистов тональность, что является гарантией гигиены развивающегося голосового аппарата обучающихся, подверженных мутационному периоду. Благодаря компьютерной технологии записи голоса, используемой в работе вокальных студий, развивается интонационно-слуховой самоконтроль обучающегося: он лучше осознает недостатки своего исполнения и быстрее усваивает программный материал. Особое внимание уделяется постановке певческого голоса, многоголосному звучанию.
1. Вайсеро, К.И. Основы социально-культурной деятельности : учеб. пособие / К.И. Вайсеро, В.И. Хоменко. – Москва, 2016. - 117 с.
2. Жаркова, А.А. Теория становления социально-культурной деятельности / А.А. Жаркова // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2017. - № 4. - С. 60-62.
3. Кемерова, Т.А. Теория социально-культурной деятельности : учеб. пособие / Т.А. Кемерова. – Екатеринбург, 2019. – 108 с.
4. Козловская, Л.И. Социально-культурная деятельность / Л.И. Козловская. – Мн.: БГУКИ, 2017. – 310 с.
5. Королькова, Л.В. Социально-культурная деятельность / Л.В. Королькова. – Витебск, 2015. – 235 с.
6. Кравченко, А.И. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. -10-е изд.- М.: Академический проект, 2015.- 496 с.
7. Лантух, Т.В. Социально-культурная деятельность / Т.В. Лантух. – Гродно, 2017. – 44 с.
8. Нижникова, А.Б. Вокал и методика преподавания / А.Л. Нижникова, С.В. Мациевская. – Мн.: БГПУ, 2016. – 35 с.
9. Рогачева, О.В. История социально-культурной деятельности / О.В. Рогачева. – Мн.: Вышэйшая школа, 2019. – 128 с.
10. Уставщиков, Д.П. Организация досуговой деятельности детей и подростков в клубах по месту жительства / Д.П. Уставщиков, С.В. Франц. – Екатеринбург, 2018. – 84 с.
11. Челышева, И.В. Организация социально-культурной деятельности с школьниками и молодежью : учеб. пособие / И.В. Челышева, Т.П. Мышева, К.С. Черевик. – Т-г, 2016. – 189 с.