Конституционное право
ПГУ (Полоцкий государственный университет)
Контрольная
на тему: «Конституционное право»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
15.00 BYN
Конституционное право
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Поделиться
Семинар по темам 1-2: «Понятие конституционного права и конституционно-правовые отношения»
Семинар по теме: «Источники конституционного права»
Семинар по теме: «Источники конституционного права»
Семинар по темам 1-2: «Понятие конституционного права и конституционно-правовые отношения»
Вопросы для обсуждения:
1. Какие признаки отличают конституционное право как отрасль от науки конституционного права?
Ответ: Термин «конституционное право» используется в трех значениях:
1) как отрасль права;
2) как наука конституционного права;
3) как учебная дисциплина.
В дальнейшем, если специально не будет оговорено, под конституционным правом будем понимать отрасль. Конституционное право - это ведущая отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, определяющих основы правового статуса личности, учреждающих систему государственной власти и устанавливающих основополагающие правила взаимоотношения между личностью, обществом и государством. Конституционное право, в отличие от других отраслей, регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах общества: политической, экономической, социальной, духовной и др., но предметом его являются фундаментальные общественные отношения в указанных сферах. Поэтому можно утверждать, что предметом конституционного права являются отношения, возникающие при установлении основ государственного и общественного строя, форм и пределов власти народа, основ правового статуса личности, государственного устройства, порядка формирования и функционирования органов государственной власти, принятия и действия законов и иных нормативных правовых актов.
2. Соотношение конституционного права и норм Конституции.
Ответ: Слово «конституция» происходит от латинского constitutio – установление, учреждение, строение. Конституция — это Основной Закон государства, который выражает волю народа, закрепляет основы государственного и общественного строя, правового статуса личности, организацию государственной власти. В мире нет идентичных Конституций. На содержание Конституции влияют исторические традиции, менталитет граждан, нередко религиозные убеждения, правовая культура. В то же время теория и практика свидетельствуют о том, что текст Конституции должен содержать определенный минимум, без которого трудно утверждать, что идет речь именно о конституционном тексте. В Конституциях демократических государств обязательно закрепляются гарантии прав и свобод человека, устройство государственной власти, в том числе предусматривается разделение и взаимодействие властей, политический плюрализм, многообразие форм собственности.
Важнейшая цель нормотворческой деятельности, результатом которой является принятие Конституции - претворение в жизнь ее норм и принципов.
Конституционное право выступает в качестве высшей социальной справедливости при условии, что его принципы и нормы точно реализуются всеми субъектами – государством и гражданами. Под реализацией норм Конституции в литературе понимают осуществление правовых предписаний в правомерном поведении граждан, их организаций, органов государства.
3. Общие закономерности развития конституционного права государства.
Ответ: За всю историю развития Беларуси было принято пять Конституций (в 1919, 1927, 1937, 1978 и 1994 гг.). Интересно отметить, что есть страны, где Конституции длительное время сохраняют свою устойчивость, например, в США, в других государствах конституционные процессы являются весьма динамичными, например, во Франции за 200 лет было принято шестнадцать Конституций. Первые четыре Конституции Беларуси безусловно имели свои специфические черты, на которые мы обратим внимание ниже. Однако общим для них являлось то, что они имели явно классовый характер, закрепляли господствующей лишь одну идеологию, исключали многопартийность, многообразие форм собственности, все было подчинено интересам вначале социалистического, а затем и коммунистического строительства. Их недостатком, в том числе и Конституции 1978 г., было то, что в них, как правило, не получали отражение положения важнейших международных документов о правах и свободах человека и гражданина, многие нормы носили декларативный характер, не имели прямого, непосредственного действия на практике, порой подконституционные акты имели реальное преимущество перед Конституцией. В первый период Советской власти права и свободы в полном объеме закреплялись за рабочими и крестьянами (трудящимися), “эксплуататоры” ограничивались в правах.
Тестовые задания
1. Конституционное право как отрасль – это:
а) основное право гражданина, закрепленное в Конституции РФ;
б) ведущая отрасль права Республики Беларусь;
в) правовая наука;
г) совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу жизнедеятельности.
2. К какому понятию относится данное определение: совокупность правовых норм, регулирующих качественно-однородную сферу общественных отношений своим особым методом?
а) институт права;
б) подотрасль права;
в) отрасль права.
3. Укажите элементы конституционного правоотношения:
а) цели;
г) предмет;
б) субъекты;
д) содержание;
в) объекты;
е) сущность.
Задания
1. Придумайте три вида конституционно-правовых отношений и укажите их элементы.
Ответ: 1) гражданин А., проживающий в Республике Украина обратился в посольство Республики Беларусь с просьбой о защите его прав и оказании помощи в возвращении домой (Субъекты: личность и государство, Объект: права личности, Содержание: защита прав личности)
2) Конституционный Суд проверяет закон на соответствие его Конституции (субъект – государство, объект – соответствие конституционных норм, содержание – право Конституционного суда на охрану Конституции и прав личности и государства)
3) Гражданин А., являющийся гражданином РФ постоянно проживающий на территории Республики Беларусь, имеющий семью и постоянное место работы подал документы на получение гражданства (субъект: государство и личность, объект: личные права, содержание: права личности на получение гражданства)
2. Возможно ли возникновение конституционно-правовых отношений в нижеперечисленных случаях? Если нет, то какие условия существования данных отношений не выполнены?
а) кандидат в Президенты после объявления результатов выборов намеревается издать указ; - нет, в данном случае должно быть указано, что данный кандидат избран Президентом и принял присягу.
Семинар по теме: «Источники конституционного права»
Вопросы для обсуждения
1. По какой причине существует многообразие источников конституционного права?
Ответ: Понятие «источник права» является многогранным. Можно исходить из широкого и узкого подхода к определению сущности «источника права». Широкий подход предполагает понимание под «источниками» силы, творящие право (божественную волю, волю народа), исторические правовые памятники, материальные, духовные и иные факторы, оказывающие влияние на развитие правовой системы. Узкий подход предполагает понимание источника права в формальном, юридическом смысле; источник права устанавливает обязательность нормы (правила поведения). В данном случае рассмотрим источники конституционного права именно в этом смысле.
К источникам конституционного права Республики Беларусь автор относит:
-общепризнанные принципы международного права (некоторые из них названы в ст.18 Конституции);
-нормативные правовые акты, в том числе и законы, которыми придается обязательная юридическая сила международным договорам;
-судебные прецеденты (в перспективе следует развивать теорию юридических прецедентов, не ограничиваясь только судебными прецедентами);
-правовые обычаи.
Наиболее многочисленными и в юридическом смысле формализованными являются нормативные правовые акты. Иерархия нормативных правовых актов может быть выстроена на основе анализа норм Конституции (см. ст.ст. 7, 77, 85, 104, часть четвертую ст.116, 137, 140 и др.).
Правовая пирамида выглядит следующим образом:
1) Конституция, в том числе конституционные законы, включая акты о ее толковании (ст.ст.137, 140);
2) законы, придавшие международным договорам обязательную и более высокую юридическую силу, чем иные законодательные акты (это осуществляется посредством принятия законов о ратификации международных договоров, присоединения к ним или их утверждения); по существу такие международные договоры занимают доминирующее место в иерархии актов государства (см. ст.8 Конституции);
3) законы, декреты, указы, изданные на основе полномочий, предусмотренных непосредственно в Конституции (при этом кодексы обладают большей юридической силой, чем обыкновенные законы, аналогичное правило должно действовать и по отношению к программным законам);
4) указы, изданные на основе закона (см. абз.Третий части четвертой ст.116 Конституции).
2. Для чего необходима классификация источников конституционного права?
Ответ: Казалось бы, что проблему классификации источников права учёные юристы должны были изучить досконально, но анализ научной литературы свидетельствует о том, что вопрос о классификации источников права фактически сводится к классификации одного из видов источников права – нормативного правового акта.
Известно, что классификация означает разделение, разграничение по группам, классам, разрядам, а классификацию источников права можно проводить по разным основаниям. Попробуем рассмотреть ряд таких оснований, выделить виды источников права и сформулировать проблемные моменты, которые возникают при классификации по отдельным критериям.
1) По сфере происхождения источники права делятся на внутригосударственные и международно-правовые. Это две самые значительные группы источников права, которые отличаются между собой по характеру регулируемых общественных отношений, по содержанию факторов, которые влияют на их происхождение, по порядку и характеру их создания и по целому ряду других не менее важных параметров.
Интересно, что в каждой из отмеченных групп источников права выделяются в принципе одни и те же виды источников права – правовой обычай, правовой прецедент, договор нормативного содержания, доктрина (наука), священное писание, нормативный правовой акт. Вместе с тем, разница в механизмах создания (происхождения) источников права приводит к тому, что в группе национальных источников права не существует постоянного и стабильного разделения источников права на основные и дополнительные, в то время как в группе международно-правовых источников права разделение на основные и дополнительные является более стабильным и не зависит от типов и видов национальных правовых семей. Безусловно, эволюция между источниками права наблюдается и среди международно-правовых источников, но ее факторы (причины) существенно отличаются от причин эволюции (изменений) источников внутригосударственных.
3. Что первично: международное право или национальное конституционное право? Посмотреть нормы Конституции Республики Беларусь.
Ответ: Часть 1 статьи 8 Конституции Республики Беларусь (далее - Конституция) установила, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.
С учетом вышеуказанных положений Конституции общепризнанные принципы международного права имеют высшую юридическую силу на территории Республики Беларусь и приоритет по отношению к любым нормативным правовым актам Республики Беларусь, в том числе и к самой Конституции.
В силу данной нормы Конституции общепризнанные принципы международного права должны учитываться как законодателем при формулировании нормативных правовых основ белорусской правовой системы, так и правоприменителями при вынесении решений.
Необходимость применения данных принципов судами особенно актуальна, когда судам следует давать правовую оценку по отнесению того или иного правового института (например, института взаимности, института юрисдикционного иммунитета) к общепризнанным принципам международного права, а следовательно, и в случаях непосредственного применения данных институтов к спорным правоотношениям вне зависимости от их правового закрепления в национальном законодательстве.
4. По какой причине необходимо толкование Конституции? Кому в этом вопросе принадлежит решающая роль?
Ответ: К сожалению, у нас нет практики толкования Конституции. В 1997 году был лишь единственный случай, когда Парламент по предложению Президента принял конституционный закон о толковании Конституции. В случае отсутствия ясности, противоречивости практики применения конституционных норм следовало бы чаще Парламенту пользоваться данным правомочием.
Парламенту принадлежит право аутентичного толкования Конституции и законов. В Основном Законе закреплено право толковать Конституцию. В отличие от казуального толкования Основного Закона Конституционным Судом толкование Конституции Парламентом может быть обусловлено необходимостью уяснения смысла норм и при отсутствии спора.
Под толкованием (интерпретацией) понимается деятельность по установлению точного содержания правового акта для его практической реализации. Необходимость в толковании возникает прежде всего потому, что любой акт не может применяться автоматически, вначале его суть должна быть уяснена правоприменителями, а также лицами, на которых он распространяет свое действие. Только после уяснения смысла нормы должно следовать толкование содержания акта. При этом необходимо достоверно и обоснованно раскрыть материальное содержание норм Конституции или закона, которые вызвали противоречивое мнение.
С принятием нового Основного Закона, когда закрепленные в нем правила имеют прямое действие, неизмеримо возрастает ценность правильного их уяснения и как следствие – точная интерпретация.
Толкование Конституции, закона обеспечивает их устойчивость. Например, стабильность Конституции США во многом объясняется активной ролью Верховного Суда этой страны в интерпретации ее норм. Адекватно отражая смысл конституционных норм в конкретных исторических условиях, акты толкования снимают необходимость ее корректировки.
В целях повышения значимости актов о толковании Конституции в ней закреплено, что они принимаются квалифицированным большинством голосов депутатов Парламента. Это исключает девальвацию конституционных норм. Могут быть возражения по поводу того, что усложнение процедуры толкования по сути может свести на нет саму эту необходимость, так как в этом случае можно просто внести необходимые уточнения в сам текст Конституции.
Тестовые задания
1. Конституцией предусмотрено принятие палатами Парламента:
а) законов;
г) директив;
б) постановлений;
д) распоряжений;
в) решений;
е) заключений.
2. Законодательством предусмотрено издание актов Президентом в форме:
а) представлений;
б) директив;
в) указов;
г) предписаний;
д) временных декретов;
е) декретов, издаваемых в порядке делегирования Парламентом полномочий;
ж) декретов постоянного характера, издаваемых Президентом на срок, который он определяет самостоятельно.
3. Временные декреты Президента:
а) во всех случаях направляются в Парламент на одобрение;
б) могут не направляться в Парламент;
в) направляются в Парламент к началу очередной сессии;
г) направляются в Парламент в трехдневный срок со дня издания;
д) направляются в Парламент в пятидневный срок со дня издания;
е) направляются в Парламент в двухнедельный срок со дня издания.
4. Конституция – это:
а) Основной Закон;
б) установление, строение;
в) ограничитель власти государства;
г) документ рекомендательного характера для принятия Парламентом, Президентом, Правительством актов законодательного характера;
д) декларативный акт.
Задачи
1. В законодательстве после вступления в силу Конституции 1994 года в одних случаях было предусмотрено право гражданина обжаловать вынесенное в отношении него решение в вышестоящий орган и/или в суд, в других – только в вышестоящий орган. В обеих ситуациях суды отказывали в праве на обращение в суд, если гражданин ранее воспользовался своим правом на обращение в вышестоящий орган либо на основании того, что в законодательстве право на судебную защиту не было предусмотрено. Оцените законность решения судебных органов. Ответ обоснуйте.
Ответ: в данном случае действия судов являются незаконными и не соответствующими Конституции Республики Беларусь, так как согласно ст. 22 Конституции все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.
Согласно ст. 23 Конституции ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.
Согласно ст. 60 Конституции Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в установленные законом сроки.
В целях защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом имеют право взыскать в судебном порядке как имущественный ущерб, так и денежную компенсацию морального вреда.
Тестовые задания
1. Укажите элементы конституционного правоотношения: а) цели; г) предмет; б) субъекты; д) содержание; в) объекты; е) сущность.
2. Укажите субъектов, которые могут являться участниками конституционных правоотношений: а) государство; г) ООО; б) человек; д) производственный кооператив; в) гражданин; е) трудовой коллектив.
3. Выберите объекты конституционных правоотношений: а) издание декретов г) голосование на школьном Президента; собрании; б) голосование на выборах; д) голосование в Парламенте; в) возврат некачественного е) государственная власть. товара;
4. Укажите основание для возникновения конституционных правоотношений: а) юридический факт; г) нормативное решение; б) нормативный акт; д) природное явление; в) юридическое поведение; е) Конституция.
5. Выберите признаки, присущие только конституционно-правовым отношениям: а) возникновение г) особый субъектный состав; на основе права; д) гарантированность государством; б) общий характер; е) высокий политический в) волевой характер; потенциал.
6. Отметьте признаки, которые характерны для всех правовых отношений: а) возникновение г) особый субъектный состав; на основе права; д) гарантированность государством; б) общий характер; е) высокий политический в) волевой характер; потенциал.
Задачи
1. Назовите элементы приведенных ниже конституционно-правовых отношений: а) Парламент принимает закон (субъект: государство, объект: нормотворчество, содержание: право на издание законов); б) депутат отчитывается перед избирателями (субъекты: государство и личность, объект: правоотношения в сфере государственного управления, содержание: обязанность депутата отчитываться перед избирателями; в) Президент распускает Палату представителей (субъект: государство, объект: государственная власть, содержание: право президента на роспуск Палаты представителей); г) избиратель получает бюллетень для голосования (субъект: государство и гражданин, объект: избирательное право, содержание: право гражданина избирать и быть избранным); д) Президент решает вопрос о приеме в гражданство Д. Е. Петрова (субъект: государство и человек, объект: право на гражданство, содержание: право на принятие в гражданство); е) Совет Республики возвращает законопроект в Палату представителей (субъект: государство, объект: нормотворчество, содержание: право Совета Республики на возврат законопроекта для доработки).
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты