1. Информационный блок
2. Описание технологии опыта
3. Заключение
Приложения
1. Информационный блок
1.1. Название темы опыта
Развитие речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР посредством использования проекта «Бизиборд».
1.2. Актуальность опыта
Моё изучение мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи показало, что у большинства из них наблюдалось несовершенство движения. Все это привело к необходимости учёта развития мелкой моторики.
В работе представлен опыт работы учителя - дефектолога ГУО «Название учреждение образования» по использованию проекта «Бизиборд» в развитии речи и мелкой моторики.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для активного развития речи и мелкой моторики, потому что – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка.
В настоящее время есть большое количество детей дошкольного возраста имеют нарушения речи и учителя-дефектологи ищут различные средства, методы и приёмы для её развития.
Чтобы развивать речи необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна и поэтому очень важно уже с самого раннего возраста её, развивать.
2. Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта
Развивать речь и мелкую моторику детей дошкольного возраста с ОНР, используя проект «Бизиборд».
2.2. Описание сути опыта
В дошкольном образовательном учреждении ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь познает окружающий мир, вступает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в процессе игровых и предметных действий развивается и формируется как личность.
В последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Главная причина этой проблемы — общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук. Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Так, на основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования А. А. Сеченова, В. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерева показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления детей.
Известно, что развитие мелкой моторики и развитие речи через тактильные стимулируют формирование когнитивных процессов у дошкольников. Именно поэтому, сегодня такое разнообразие всевозможных игрушек, кубиков, конструкторов и других игровых материалов предназначенных для детей. И ни для кого не секрет, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста.
Важным компонентом обучения и воспитания детей дошкольного возраста является формирование сенсорных способностей и развитие мелкой моторики руки.
3. Заключение
Используя в практической деятельности проект «Бизиборд», я убедилась в том, что игровая деятельность является эффективным средством воздействия при развитии речи и мелкой моторики в работе учителя - дефектолога с воспитанниками с ОНР.
Работая в данном направлении хочется отметить, что «Бизиборд» вызывает интерес к занятиям, положительные эмоции, помогает превратить однообразную и скучную работу по коррекции имеющихся нарушений в увлекательную игру.
Доска Бизиборд не имеет каких то возрастных ограничений. Заниматься бизибордом можно ориентируясь на различные задачи в развитии докшольника, а также тренируя навыки, которые пригодятся в быту и развивая зоны мозга, отвечающие за речь. В процессе игры с бизибордом дети учатся самостоятельно решать различные задачи и проблемные ситуации.
Опыт моей педагогической деятельности адресован учителям – дефектологом работающим с детьми с нарушениями речи, воспитателям дошкольного образования и родителям.
Опыт моей работы я представляла на районном учебно – методическом объединении, открытых мероприятиях, проводимых в учреждении дошкольного образования.