1 Перечислите вопросы, решаемые Госкомитетом по стандартизации, метрологии и сертификации
2 Информационное обеспечение в области стандартизации
3 Правовые основы стандартизации
Список использованных источников
1 Перечислите вопросы, решаемые Госкомитетом по стандартизации, метрологии и сертификации
Центральный аппарат и организации Госстандарта реализуют широкий спектр задач, среди которых:
- повышение безопасности, качества, конкурентоспособности продукции (услуг), рациональное использование топливно-энергетических ресурсов, устранение технических барьеров в торговле, защита интересов государства и потребителей;
- обеспечение эффективного функционирования и развития систем технического нормирования и стандартизации; обеспечения единства измерений; аккредитации; подтверждения соответствия;
- осуществление общей координации разработки технических регламентов и государственных стандартов, формирование и утверждение планов (программ) их разработки с учетом предложений республиканских органов государственного управления, организаций;
- обеспечение создания, развития и поддержания на требуемом уровне технической базы эталонов единиц величин, организация проведения государственных испытаний, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений;
- координация и организация проведения работ по сертификации продукции, работ, услуг, персонала, систем менеджмента качества, систем управления окружающей средой, охраной труда, энергопотреблением, безопасностью пищевых продуктов и др.;
- формирование государственной политики в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, организация разработки и реализации концепций и республиканских программ по энергосбережению;
- осуществление государственного надзора за соблюдением технических регламентов и стандартов, средствами измерений, рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии;
- надзор в строительстве и контроль соответствия проектов и смет нормативам и стандартам;
- организация и координация работ по международному сотрудничеству Республики Беларусь в сфере технического нормирования, стандартизации, метрологии, аккредитации, эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.
2 Информационное обеспечение в области стандартизации
Ведущую роль по информационному обеспечению работы органов по стандартизации всех стран мира играет Международная организация по стандартизации (ИСО), в составе которой до 2001 г. действовал Коми-тет по информационным системам и услугам (ИНФКО).
К компетенции ИНФКО относились координация и гармонизация деятельности ИСО и членов организации в области информационных услуг, баз данных, маркетинга, продажи стандартов и технических регламентов; консультирование Генеральной Ассамблеи ИСО по разработке политики по гармонизации стандартов и другим указанным выше вопросам; контроль и руководство деятельностью Информационной сети ИСО (ИСО-НЕТ).
Создание Информационной сети ИСО – ИСОНЕТ было основной целью деятельности ИНФКО за последние годы. Успех в этой области поз-волил Совету ИСО принять решение о роспуске ИНФКО с 2001 г., а основные функции этого комитета переданы в Центральный секретариат ИСО.
ИНФКО заменен Группой по вопросам коммерческой политики под руководством Генерального секретаря ИСО. Группа выполняет консультационные функции, а в ее состав входят коммерческие директора национальных органов по стандартизации.
Критерием отбора членов Группы был опыт национальных организаций по применению современных технологий в стандартизации.
Приоритетные цели ИСОНЕТ – обеспечение обмена информацией о международных и национальных стандартах, о документах по стандартизации (в том числе правительственных), об изданиях книг, справочников и учебной литературы в области стандартизации; установление контактов с информационными системами других международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ и др.) и создание единого информационного языка, тезауруса.
Использование новейших информационных технологий повышает качество работы в области стандартизации, значительно сокращает время, обеспечивает прозрачность в деятельности организаций, облегчает распространение и широкое применение международных стандартов, делая их более доступными. В режиме on-line обмен информацией практически мгновенный, а легкое тиражирование нормативных документов не снижает их качества.
3 Правовые основы стандартизации
Законодательную основу стандартизации в Республике Беларусь составляют Законы Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации», «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».
Закон «О техническом нормировании и стандартизации» регулирует отношения, возникающие при разработке, утверждении и применении технических требований к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг, определяет правовые и организационные основы технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области. Согласно Закону, субъектами технического нормирования и стандартизации являются:
Республика Беларусь в лице уполномоченных государственных органов;
– юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели Республики Беларусь;
– иностранные юридические лица, иностранные граждане;
– лица без гражданства;
иные субъекты правоотношений, которые в установленном порядке приобрели права и обязанности в области технического нормирования и стандартизации.
Целью технического нормирования и стандартизации является обеспечение:
- защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;
- повышения конкурентоспособности продукции (услуг);
- технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
- единства измерений;
- национальной безопасности;
- устранения технических барьеров в торговле;
- рационального использования ресурсов.
Техническое нормирование и стандартизация основываются на принципах:
- обязательности применения технических регламентов;
- доступности технических регламентов, технических кодексов и государственных стандартов, информации о порядке их разработки, утверждения и опубликования для пользователей и иных заинтересованных лиц;
- приоритетного использования международных и межгосударственных (региональных) стандартов;
- использования современных достижений науки и техники;
- обеспечения права участия юридических и физических лиц, включая иностранные, и технических комитетов по стандартизации в разработке технических кодексов, государственных стандартов;
- добровольного применения государственных стандартов.
Государственное регулирование в области технического нормирования и стандартизации включает:
- определение и реализацию единой государственной политики в области технического нормирования и стандартизации;
- формирование и реализацию программ разработки технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов;
- установление единого порядка разработки и утверждения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов, технических условий;
- координацию разработки технических регламентов, государственных стандартов;
- утверждение технических регламентов, государственных стандартов;
- установление порядка официального издания технических регламентов и государственных стандартов, а также порядка опубликования информации о действующих технических регламентах, технических кодексах, государственных стандартах и технических условиях;
- установление порядка официального толкования по вопросам применения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов.
1. Басаков М.И. Сертификация продукции и услуг с основами стандартизации и метрологии: Учебное пособие. Ростов на Дону: издательский центр “Март”, 2000г.
2. Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация. – М.: Высшая школа, 2002г.
3. Новицкий Н.И. Управление качеством продукции: – Москва, Новое знамя, 2002г.
4. Соломахо В.Л., Цитович Б.В. Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения. – Минск.: Дизайн ПРО, 2004г.
5. Таныгин В.А. Основы стандартизации и управление качеством. – М: Издательство стандартов, 1989г.
6. О техническом нормировании и стандартизации. Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 262-3.
7. Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 269-3