4. ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
24. КАК СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ СВЯЗАНА С СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ? В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ? ПОЧЕМУ МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ РОЛЕВКОНФЛИКТ?
44. ПЕРЕЧИСЛИТЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ И СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
4. ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Антропогенез (в переводе с древнегреческого «происхождение человека») — учение о происхождении человека, одна из традиционных тем философии и культуры. Основные концепции антропогенеза:
1) креационизм (лат. creatio — творение, создание) — исторически первая модель происхождения мира и человека; рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие» (в христианстве);
2) эволюционизм — основной оппонент креационизма, исповедующий идею естественного происхождения человека из животного царства. В научном плане эволюционизм более интересен и последователен, поскольку апелляция к Богу — это объяснение неизвестного через неизвестное. Эволюционизм сегодня выступает наиболее авторитетной версией антропогенеза как в науке, так и в философии. При этом если наука акцентирует внимание на конкретных механизмах биологической эволюции, то философия реконструирует факторы, благодаря которым человек стал человеком, отвечая на вопрос не столько «как», сколько «почему».
В современной науке возникновение первых гоминид-ных существ, ставших промежуточным эволюционным звеном между обезьяной и человеком, относится к периоду 5—8 млн лет назад. Биологически они уже отличались от остального животного мира рядом признаков, получивших в естествознании название гоминидной триады (прямохождение, изменение руки, увеличение объема головного мозга);
3) трудовая концепция Ф. Энгельса', труд как целенаправленная деятельность человека по преобразованию природной действительности с использованием орудий труда выступил фактором, определяющим биологические механизмы антропогенеза, поскольку прямохождение, рука и мозг (мышление) являлись одновременно основанием и следствием развития трудовых навыков. Труд не только биологически оформил человека, но стал источником человеческой социальности и культуры.
24. КАК СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ СВЯЗАНА С СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ? В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ? ПОЧЕМУ МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ РОЛЕВКОНФЛИКТ?
Статус и социальная роль, так или иначе, показывают положение человека в обществе, его модель поведения.
Социальный статус зависит от роли: роль должна соответствовать статусу
Социальный статус — это обязанности и права человека в системе социальных связей, групп, систем.
Он включает в себя обязанности (роли-функции), которые человек должен выполнять в данной социальной общности (учебной группе), связи (учебном процессе), системе (вузе).
Права — это те обязанности, которые должны выполнять по отношению к человеку другие люди, социальная связь, социальная система.
Например, правами студента в вузе (и одновременно обязанностями по отношению к нему администрации вуза) являются: наличие высококвалифицированных преподавателей, учебной литературы, теплых и светлых учебных помещений и т. п. А правами администрации вуза (и одновременно обязанностями студента) являются требования к студенту посещать занятия, изучать учебную литературу, сдавать экзамены и т. п.
Социальная роль — это поведение, вытекающее из социального статуса человека и ожидаемое окружающими. В качестве ожидаемого поведения социальная роль включает в себя совокупность социальных норм, определяющих ожидаемую последовательность действий субъекта, адекватную его социальному статусу.
Например, от талантливого шахматиста ожидается профессиональная игра, от президента — способность формулировать интересы страны и реализовать их и т. п. Поэтому социальную роль можно определить, как поведение, соответствующее социальным нормам, принятым в данном обществе.
44. ПЕРЕЧИСЛИТЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ И СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ
Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и иными законами Республики Беларусь.
Палата представителей:
1) рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;
2) рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов.
1. Гуревич, П.С. Основы философии: Учебное пособие./ П.С. Гуревич. - М.:Из-во «КноРус», 2013- 479 с.
2. Дедюлина, М. А. Социальная философия: учеб. пособие / М. А. Дедюлина, В. А. Ивлиев, Е. В. Папченко. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 295 с.
3. Калмыков, В. Н. Философия: учеб. пособие / В. Н. Калмыков. – Минск, 2017. – 319 с.
4. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. на белорусском языке)// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus
5. Купришин, Г.Л. Государственное управление : учеб. пособие для студентов вузов / Г.Л. Купришин, А.И. Соловьев. – М. : Университетский гуманитарный лицей, 2006. – 256 с.
6. Лавриненко, В. Н. Философия в 2т. Т.2. Основы философии. Социальная философия. Философская антропология: учебник и практикум для СПО/ В.Н. Лавриненко, В.В. Кафтан, Л.И. Чернышова; под ред. В.Н. Лавриненко.-7-е изд., пер. и доп.- Москва: Юрайт,2018. – 283 с.
7. Любашиц, В. Я. Теория государства и права : учебное пособие / В. Я. Любашиц, А. Ю. Мордавцев, И. В. Тимошенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д : МарТ, 2014. – 714 с.