ВВЕДЕНИЕ
1 РОЛЬ ИНСТИТУТОВ БРАКА И СЕМЬИ, СИСТЕМА ПРАВА БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА
1.1 Условия развития семьи в белорусском обществе
1.2 Правовая система в Великом Княжестве Литовском в XVI веке
1.3 Основные и субсидиарные источники брачно-семейного права
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БРАКА И ЕГО ПРЕКРАЩЕНИЕ
2.1 Формы брака по обычному праву
2.2 Регулирование брачных отношений каноническим и светским правом
2.3 Причины аннулирования брака в соответствии каноническим и светским правом
3 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
3.1 Имущественное обеспечение прав женщин
3.2 Наследственные отношения в семье
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие института семейно-правовых отношений происходило до возникновения права в виде обычаев по правилам вступления в брак, по проведению свадебного торжества и т.д.
Лишь в эпоху Ренессанса брачно-семейные отношения начинают регулироваться правовыми нормами, причем исключительное влияние уделяется отношением права-собственности.
Целью контрольной работы является в раскрытии понятия о формировании брачно-семейного права и законодательства XVI века и характеристика правовой системы Великого Княжества Литовского.
Задачи:
- Раскрыть суть новых взглядов и концепций в Беларуси XVI века;
- Изучить как институт семьи отражал период бурного развития экономики и культуры, а также проследить процесс индивидуализации семейных отношений;
- Проанализировать влияние правовых систем на уровень духовной жизни общества
1 РОЛЬ ИНСТИТУТОВ БРАКА И СЕМЬИ, СИСТЕМА ПРАВА БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА
1.1 Условия развития семьи в белорусском обществе
В XVI веке можно уже говорить о трех основных типах белорусской семьи: крестьянской, мещанской и феодальной. Они имели как общие черты, так и отличия друг от друга конкретной спецификой социально-экономических условий, а также морально-этическими причинами.
Одним из условий развития семьи в XVI веке стало социально-экономическое развитие Великого княжества Литовского, проявляющееся в качественных изменениях в сфере внутреннего и внешнего рынка. Земля стала основным средством производства. Наблюдается рост внешней торговли, основанной на сельскохозяйственной продукции. Волочная реформа привела к увеличению доли простых семей в белорусской крестьянской среде XVI века, которая и стала господствующим типом семьи. Однако этот процесс был неоднозначным, так как на востоке страны указанные процессы проходили в более замедленном темпе и завершились в первой половине XVII века.
Таким образом, введение волочного фольварочного землепользования привело к росту количества малых семей.
На развитие института брачно-семейных отношений повлиял также процесс закрепощения крестьянства. Это проявилось, прежде всего, в обязательном согласии феодала на брак своих подопечных, право на прекращение брака и взимание налога, который для вдов составлял большую долю, чем для впервые вступающих в брак девушек.[1, с. 10]
Феодальная семья отличалась от крестьянской и мещанской иным статусом супругов. Феодал имел неограниченную власть над крепостными. В то же время, права жены и детей феодала были значительно в большей степени юридически защищены. Свадебные церковные обряды соблюдались строже, также как и нормы канонического права. Все эти условия гарантировали сохранность феодального статуса для наследников.
Мещанская семья XVI века была во многом схожа с крестьянской. Отличие состояло в том, что мещанские семьи строились на профессиональной основе.
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БРАКА И ЕГО ПРЕКРАЩЕНИЕ
2.1 Формы брака по обычному праву
Первое известное сегодня упоминание о форме брака у славян языческого времени встречается в «Повести минувших лет». Летопись упоминает свадебные обычаи древлян, радимичей и других племен, содержит сведения о трех формах свадебного обряда: похищение «у воды», выведение по предварительному согласию, приведение невесты в дом жениха. В период раннего Средневековья, когда существовал уже значительный культурный пласт, во всех формах присутствовал элемент договора в том или ином виде, что, в конце концов, привело к формированию договорного брака. На землях современной Беларуси переход от полигамии к моногамии совпал с принятием христианства, переходом от языческой культуры к христианской. Христианство было тесно связано с институтом брака и семьи. Оно во многом определило качественные характеристики указанных обычаев.
Свадебный обряд в Беларуси начинается со времен первобытнообщинного строя и имеет ряд аналогий и параллелей с обрядами индоевропейских народов. [5, с. 101]. В первое время после принятия христианства (X – XII вв) формы свадебного обряда изменились несущественно и оставались практически одинаковыми для всех слоев населения. С XII века наблюдается стремление аристократии к церковной свадебной традиции, но большинство населения придерживалось древних языческих обычаев. Свадебный обряд как процесс можно разделить на три последовательных этапа: подготовительный, помолвка и свадьба. Первый, подготовительный, имел формально-бытовое значение. На этом этапе оформлялись соглашения сторон, уточнялись наиважнейшие материальные аспекты будущей семьи, сроки, организационные условия свадьбы, приглашение гостей.
3 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
3.1 Имущественное обеспечение прав женщин
Новый уровень товарно-денежных отношений в XVI веке, формирование раннебуржуазных форм собственности, расширение сферы правового регулирования путем соглашений и в результате расширение субъективных прав были теми объективными факторами, которые привели к эволюции социально-правовых отношений в ВКЛ. Одновременно развитие правовой системы государства позволило выделить сферу социально-правовых отношений в особый институт.
Один из главных институтов формирования материального обеспечения семьи – институт приданного, который, прежде всего, гарантировал имущественные интересы жены. При вступлении в брак приданное переходило в пользование семьи. В случае прекращения брака либо смерти жены приданное передавалось детям, а при их отсутствии оно возвращалось родителям либо родным.
Приданное (имущество для дочери-невесты) в Статутах определялось терминами «пасаг, выправа, унясенне». «Пасаг» выдавался в виде денег, золота, серебра, драгоценностей. «Выправой» называлось движимое имущество невесты хозяйственно-бытового назначения. Под «унясеннем» понималась сумма «пасагу» и «выправы».
В Статуте 1529 года процесс оформления приданного и вена еще не был детально обозначен. Приданное определялось родителями дочери по своему усмотрению. [6, р. IV, арт. 7] Статут 1566 года закреплял размер приданного в количестве одной трети недвижимого имущества мужа, детально прописывал все виды приданного (пасаг, выправа, унясенне) [8, с. 45]. Статут 1588 года в случае несогласия между братьями и сестрами насчет величины приданного предусматривает присутствие служебного лица и двух шляхтичей. [7, р. V, арт. 3]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На развитие института брачно-семейного права в Беларуси в XVI в. оказали влияние как внутренние закономерности эвалюции системы права, так и новые идеологические, экономические, политические явления, которые описаны как феномен эпохи Ренессанса. Источниками права были доктрина, принципы, закон, обычай. Приоритет доктринальных источников постепенно сменялся приоритетом законодательных.
Дальнейшее развитие институтов брачно-семейного права ВКЛ происходило в форме Статутов, которые уже выделяли основополагающие нормы брачно-семейного права в особый раздел. Регулирование брачных отношений обычным, каноническим, светским правом имело общую тенденцию к регламентации всех стадий этих отношений, стремления осуществить их в законной форме.
Брачно-семейные отношения на основе института родства объединяли множество институтов частного права: приданного, вено, наследования и др., которые получили окончательное юридическое закрепление в Статутах 1529, 1566, 1588 годов, были доработаны, детализированы и размещены соответственно системе права.
1 Дзербiна Г. Права i сям’я Беларусi эпохi Рэнесансу. — Мн.: Тэхналогiя, 1997. — 175 с.
2 Доунар Т.I. Грамадзянскае права феадальнай Беларусi XIV – XVI вв. Мн., 1997.
3 Довнар Т.И., Шелкопляс В.А. Государство и право Беларуси в XIV – XVI вв. Мн., 1993.
4 Никольский Н.М. Происхождение и история белорусской свадебной обрядности. Мн., 1956.
5 Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.
6 Статут Великого княжества Литовского 1529 г. Мн., 1960.
7 Статут Великого княжества Литовского 1588 г. Мн., 1989 г.
8 Таусталес А. Права сямейнае паводле лiтоускiх статутау: Нарыс да гiсторыi старажытнага беларуска-лiтоускага грамадзянскага права // Зап. АН БССР. Аддз. гуманiт. навук. Працы клясы гiст. 1929. Т. 3, кн. 8. С. 21—52.
9 Юхо Я. Крынiцы беларуска-лiтоускага права. Мн., 1991.
10 Щапов Я.Н. Брак и семья в Древней Руси // Вопр. истории. 1970. № 10. С. 216—219.