1. Перечислите основные задачи метрологических служб
2. Стандартизация и качество продукции, работ и услуг
3. Оценка уровня качества продукции, работ и услуг
Список использованных источников
1 Перечислите основные задачи метрологических служб
Метрологическая служба РБ включает в себя органы государственной и ведомственных метрологических служб. Государственную метрологическую службу возглавляет Государственный комитет по стандартизации (Госстандарт), в которую также входят центры стандартизации и метрологии (их в республике 16) и лаборатории государственного надзора за стандартами и СИ.
Ведомственную метрологическую службу образуют отделы министерств (ведомств), на которые возлагается руководство метрологическими службами , головная и базовые организации метрологические службы, а также отделы главных метрологов (или другие подразделения), которые организуют работы по МО непосредственно на предприятиях и в организациях.
Основными функциями метрологической службы являются:
− создание, совершенствование, хранение и применение государственных эталонов единиц величин;
− выполнение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области метрологии, в том числе по созданию уникальных опытно-экспериментальных установок, шкал и исходных мер для обеспечения единства измерений;
− передача размеров единиц величин от государственных эталонов исходным;
− проведение государственных испытаний средств измерений;
− разработка и совершенствование научных, нормативных, организационных и экономических основ деятельности по обеспечению единства измерений в соответствии со специализацией;
− участие в сличении государственных эталонов с национальными эталонами других стран, разработке международных норм и правил и др.
2 Стандартизация и качество продукции, работ и услуг
Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация – нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики и требований к разработке продукции, т.е. это комплекс средств, устанавливающих соответствие стандартам.
Стандартизация является одним из важнейших элементов современного механизма управления качеством продукции (работ, услуг). По определению международной организации по стандартизации (ИСО),Стандартизация – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности.
Стандарт – это нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс правил, норм, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарты представляются в виде документов, содержащих определенные требования, правила или нормы, обязательные к исполнению. Это также основные единицы измерения или физические константы (например, метр, вольт, ампер, абсолютный нуль по Кельвину и т.д.). К стандартам относятся все предметы для физического сравнения: государственные первичные эталоны единицы длинны, массы, силы и т.д.
3 Оценка уровня качества продукции, работ и услуг
Под качеством какой-либо продукции (в том числе отдельных технологических процессов, оборудования, технологических линий, производимого продукта и т.д.), со¬гласно определению международного стандарта ИСО (ISO) 8402 (ДСТУ 3230-95), понимают совокупность свойств и характеристик, обусловливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности потребителей в соответствии с ее назначением.
Качество продукции или какого-то технического объекта оценивают показателями качества – количественными характеристиками одного или нескольких свойств, из которых состоит качество.
Продукция – результат деятельности или процессов, которые можно разделить на четыре общие категории: оборудование (технические средства); программное обеспечение (средство); перерабатываемые материалы; услуги.
Продукция может быть: материальной (узлы или перерабатываемые материалы), нематериальной (информация или понятия); комбинацией из них; намеренной (предложение потребителям); ненамеренной (отходы горного предприятия).
Количественно или качественно установленные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки, называются показателями качества.
1. Бахмат А.Б. Стандартизация и сертификация: Учеб-метод, пособие /А.Б.Бахмат. -Мн.: ЗАО «Веды», 2004 - 52 с.
2. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 330 с
3. Соломахо В.Л., Стандартизация и сертификация: Учеб. пособие. Мн.: Вуз-Юнити, 2001. - 260 с.
4. Ребрин Ю.И. Управление качеством : Учебное пособие / Ю.И. Ребрин.- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 436 с.