Введение
1 Социологическая модель функционирования СМИ
2 Предмет, структура и проблематика социологии СМИ
2.1 Предмет и структура социологии СМИ
2.2 Проблематика социологических исследований СМИ
3 Социологии функции СМИ
3.1 Коммуникативная функция
3.2 Информационная функция
3.3 Ценностно-регулирующая функция
3.4 Социально-организационная и социально-креативная функции
3.5 Функция форума, или канала социального участия
3.6 Функция психического регулирования
Заключение
Список использованных источников
Введение
В современный период развития общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности. Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации (СМИ). О возрастающей роли печати, интернета, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.
Средства массовой информации – мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется в отношении электронных СМИ.
1 Социологическая модель функционирования СМИ
Социология СМИ (массмедиа) – отрасль социологической науки, изучающая тенденции и особенности массовых информационно-пропагандистских процессов в обществе или шире массовой коммуникации. Под СМИ в социологии понимается социальный институт производства и распространения информации (знаний, ценностей, норм и т. п.) с помощью технических средств (печать, радио, телевидение, кино) на многочисленные, рассредоточенные аудитории. Проблематика СМИ достаточно обстоятельно представлена в западной социологии и психологии пропаганды, теоретикометодологических концепциях и эмпирических исследованиях массовой культуры, где она разрабатывается почти с начала века. Помимо выдвижения позитивных задач по изучению культурных феноменов, детерминированных широким распространением СМИ, для западных исследователей характерна и критическая оценка массовой информации, ее роли в разрушении традиционных культурных норм, в усилении идеологического давления на личность, манипулирования индивидуальным и массовым сознанием. В рамках социологии СМИ рассматриваются различные аспекты функционирования производства, распространения, получения сообщений массмедиа.
2 Предмет, структура и проблематика социологии СМИ
2.1 Предмет и структура социологии СМИ
Предмет данной научной и учебной дисциплины следует определить с учетом следующих обстоятельств:
– социология СМИ является одной из предметных областей (отраслей) социологии;
– вместе с тем социология СМИ входит и в состав дисциплин, отражающих специальные теоретические и прикладные знания в области журналистики;
– социология СМИ – многоуровневая дисциплина со спецификой каждого из уровней.
Начнем с предмета социологии в целом. Дать его сложившееся определение не так просто: многие специалисты отмечают отсутствие как оформленной единой теории, так и определения ее предмета.
3 Социологии функции СМИ
В социологии функции понимают как: а) роль, которую должен выполнять социальный субъект (индивид, организация и т.д.) в соответствии с его целями и задачами в данной социальной системе (функция как задача); б) объективные последствия выполнения такой роли (функция как результат, реальная деятельность). Получается, что понятие функции охватывает и предназначение, и реальную роль СМИ. Поэтому на теоретическом уровне социология не только обобщает практику, результаты деятельности СМИ, но и обосновывает представления о том, какими должны быть функции, чтобы соответствовать природе общества, общностей и коммуникаций, потребностям людей на том или ином этапе общественного развития, т.е. здесь интегрируются представления и о должном (идеальном), и о сущем (реальном) [3].
Заключение
В настоящее время существование СМИ неотделимо от социальных позиций, вовлеченных в их производство профессиональных сообществ. Давление коммерческих механизмов организации СМИ над всеми другими, в результате которого СМИ не могут защитить общество «от себя самого», ведут к их превращению в инструмент манипуляции и гипертрофии развлекательной функции, выступают предметом критики леворадикальных и одновременно консервативных идеологов. Целенаправленная попытка найти универсальную форму выражения СМИ как субъекта рыночных отношений неизбежно ведет к популизму и поверхностности, а в итоге – к снижению качества «культурного продукта». Фактически полностью оказались вытеснены из печатных СМИ и с теле- и радиовещательных каналов образовательные материалы, голос обычного человека не может быть услышан. Он лишен реального доступа к выражению своего мнения. Явлениям этого рода предшествует динамика властных отношений и социальная поляризация. Только соразмерное выполнение СМИ всех функций, которое достигается через осознание ответственности создателями СМИ (которые в действительности являются частью «господствующего класса») перед своей аудиторией, служит залогом их позитивного вклада в общественное развитие.
1 Ладодо И. В. Средства массовой информации // Социологическая энциклопедия. М., 2003. Т. 2. – С. 580-581.
2 Ефимова Н. В. Взаимодействие общественных корреспондентов и редакций // Социологические исследования эффективности журналистики. М., – 1986. 119 с.
3 Гидденс, Э. Социология / Энтони Гидденс. М.: Эдиториал УРСС, 1999. –704 с.
4 Фомичева И. Д. Социология СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов / И. Д. Фомичева. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 335 с.
5 Корконосенко С. Г. Личность рабселькора в зеркале газетных публикаций // Журналист, пресса, аудитория. Л., 1982. Вып. 2. – С. 50.
6 Ефимова Н. В. Указ. соч. – С. 38.
7 Массовая информация в советском промышленном городе. – С. 406.
8 Ленуар, Р. Предмет социологии и социальная проблема / Реми Ленуар // Ленуар Р., Мерлье Д., Пэнто Л., Шампань П. Начала практическойсоциологии. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001. – С.77-144.
9 Гидденс Э. Социология. Современная социальная теория. Новосибирск, 1995. С. 669.
10 Социология. Основы общей теории. М., 2002. – С. 887.
11 Кин Дж. Журналистика и демократия. – С. 149.
12 Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизи-онной коммуникации. М., – 2004. – С. 27.