1 ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ
2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ
3 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ
4 СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
5 КРИЗИС ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Образование как социальный институт. Понятие, сущность и функции
Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.
Признаками института образования являются:
- установки и образцы поведения – любовь к знаниям, посещаемость;
- символические культурные признаки – школьная эмблема, школьные песни;
- утилитарные культурные черты – классы, библиотеки, стадионы;
- кодекс устный и письменный – правили учащихся;
- идеология – академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.
2 История развития института образования
В первобытных обществах образование являлось составной частью социально-производственного процесса. Ведь тогда не существовало ни школ, ни учителей. В передаче культурного наследия, опыта, знания, традиций участвовали все члены общества. В жизни подростков не существовало периода подготовки к усвоению социальных ролей взрослых, потому как все необходимые знания, навыки и способности приобретались и развивались в ходе непосредственного приобщения детей к практическим делам племени.
3 Основные виды образование
Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.
Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.
4 Система образования Республики Беларусь
Республика Беларусь вступила в XXI век с развитой системой образования. По уровню грамотности взрослого населения и молодежи, показателям поступления детей в начальную и среднюю школу, количеству студентов высших учебных заведений наша страна находится на уровне развитых стран Европы и Америки. Каждый третий житель республики учится 4
Согласно Докладу о развитии человека, подготовленному независимыми международными экспертами по заказу Программы развития ООН, Беларусь опережает все страны СНГ по уровню грамотности взрослого населения (99,6%), а также имеет один из самых высоких в мире уровень грамотности молодежи (99,8%).
5 Кризис института образования
Социальный институт – механизм или совокупность учреждений, связанных выполнением одной функции. Школы, лицеи, университеты и регулирующие их деятельность департаменты и министерства связаны между собой нацеленностью на одну и ту же функцию – образование. Они создают единый социальный институт.
Институт образования призван удовлетворить потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, в подготовке кадров. Когда же он не справляется с ней, говорят о дисфункции института. Если, скажем, средняя школа не способна дать такие знания подросткам, которые будут достаточными для успешного поступления в учреждение высшего образования, то, стало быть, она не выполняет одну из своих важнейших функций. Длительное невыполнение или длительная дисфункция называется институциональным кризисом.
1. Волков, Ю.Г., Добреньков, В.И., Нечипуренко, В.Н., Попов, А.В. Социология: Учебник – Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.
2. Институт социально-политических исследований при администрации Президента Республики Беларусь «Национальная система образования – важнейший стратегический ресурс государства (социальные гарантии и перспективы развития)» Минск, 2005
3. Кравченко, А. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002. – 640 с.
4. Кириенко, В.В. Менталитет современных белорусов как фактор общественного реформирования // Социология. – 1999 – №1. – С. 35-57.
5. Токарева, Е.М. Социология: Конспект лекций. – М.: МИЭМП, 2005. – 70 с.
6. Фролов, С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2001. – 384с.
7. Шереги, Ф.Э., Харчева, В.Г., Сериков, В.В. Социология образования: прикладной аспект. – М.: Юристь, 1997. – 287 с.