Введение
1 Статуты ВКЛ как памятники права
2 Понятие преступления по Статутам ВКЛ
3 Наказания за уголовные преступления
Заключение
Список использованных источников
Введение
Уголовное право сформировалось на территории Беларуси вместе с формированием древнебелорусского государства. Вначале оно существовало в виде обычаев. Затем стало дополняться законодательно закрепленными привилегиями господствующим классам, систематизироваться и унифицироваться. Наиболее древним из дошедших до нас письменных памятников уголовного права является Договор Витебской, Полоцкой и Смоленской земель с Ригой и Готским берегом 1229 года.
На ранней стадии развития Великого княжества Литовского в каждой местности (земле) действовали свое местное обычное право, а также нормы Русской Правды, международных договоров и церковное право.
С конца XIV в. получает развитие писаное право в виде специальных грамот, или привилеев (частных законов), направленных на обеспечение прав отдельных лиц, групп и даже всего класса феодалов. По своему содержанию и действию в пространстве привилеи подразделялись на общеземские, которые действовали на территории всего государства, областные, данные жителям только одной какой-либо земли (области), волостные, городские и персональные, данные кому-либо лично.
В 1468 г. был издан Судебник, в котором подверглись кодификации нормы уголовного и уголовно-процессуального права, направленные на защиту феодальной собственности.
В первой четверти XVI в. была осуществлена работа по систематизации местного права, которая завершилась в 1529 г. изданием на белорусском языке первого в Европе свода законов – Статута Великого княжества Литовского. В нем содержалось свыше 240 статей (артикулов), систематизированных в 13 разделах, в которых излагались нормы, относящиеся к государственному, гражданскому, земельному, уголовному, процессуальному праву. Основными источниками Статута 1529 г. были: местное обычное право, грамоты, Судебник 1468 г. и Русская Правда. В 1566 г. был издан второй Статут, состоявший из 14 разделов и 367 статей, закрепивший социально-экономические и политические изменения в государстве. В 1588 г. был издан третий Статут, который действовал на территории Белоруссии и Литвы до 1840 г.
Законодательство Великого княжества Литовского значительное внимание уделило уголовному праву, направленному в основном на защиту жизни, здоровья и имущества феодалов, которые пользовались правом судить и наказывать зависимых от них людей. Узаконенное право феодалов судить зависимых от них людей привело к тому, что помещик мог расправиться с простыми людьми, основываясь только своими желаниями и прихотями, а не нормами права. Поэтому говоря о феодальном уголовном праве, надо понимать его ограниченный характер применения.
В зависимости от характера преступной деятельности и еe последствий преступления делились на преступления против здоровья, имущества и
1 Статуты ВКЛ как памятники права
Первый Статут Великого княжества Литовского (Статут 1529) составила комиссия во главе с канцлером ВКЛ А. Гаштольдом на основе кодификации и систематизации норм местного обычного права, постановлений судебных и государственных учреждений, Судебника 1468 года, привилегий. При его подготовке впервые выработаны система и структура размещения правовых норм в зависимости от их содержания, включены типичные и обобщенные нормы; дана точная редакция каждой статьи; введено много новых правовых норм, в которых отражены тогдашние товарно-денежные отношения; включены нормы государственного, административного, гражданского, семейного, уголовного, судебно-процессуального и других отраслей права. Составители Статута отступили от системы кодификации, принятой в римском праве, и выработали свою. В ее основе заложены новые принципы: суверенность государства (вопреки средневековому космополитизму), единство права на приоритет писаного права. Устав включал нормы общего права и специальные нормы, которые обеспечивали привилегии господствующей класса или его группам. При этом они были не исключением, а составной частью в системе Устава 1529 года, хотя и противоречили его основным принципам.
2 Понятие преступления по Статутам ВКЛ
Впервые понятие преступления, близкое к современному, встречается в общеземской грамоте Казимира 1447 г., где оно характеризуется как «проступок». В первом кодифицированном криминальном законе – Судебнике 1468 г. дается более четкое определение противоправного характера преступного деяния – законодатель использует такие словосочетания как «выступ из права», «над правом сягнуть» [2, c. 56].
Ни один из Статутов не содержит четкого определения понятия преступления. В Статуте 1529г. оно рассматривалось как нарушение норм права – «выступ» из права, т. е. как общественно опасное деяние. В Статуте 1566 г. преступление расценивалось как причинение вреда потерпевшему – «шкода», «кривда», «гвалт» [2, c. 57]. Под нарушением норм права понималось как нарушение закона, так и норм обычного права. Из сравнительно-правового анализа статей Статута 1588 г. можно сделать вывод, что законодатель признает преступлением противоправное, виновное действие (бездействие), несущее в себе элемент общественной опасности и посягающее на общественный строй, собственность, права и интересы частных лиц. Отсутствие четкого определения понятия «преступление» обусловило и отсутствие единого термина. Даже в Статуте 1588 г.
3 Наказания за уголовные преступления
Как и другие отрасли права феодальное уголовное право ВКЛ в XVI в. содержит некоторые прогрессивные положения, опережающие своe время и больше характерные для буржуазного права. К таким положениям относится принцип равенства всех перед законом («иж все подданные наши, так убогие, яко и богатые,...ровно адностайным тым писаным правом мають сужоны быти» – Статут 1529 г. (разд.1, арт.9); принцип ответственности только по закону (врадники «не мають подданных нашых иначей судити и справовати, леч тыми писанами правы» – Статут 1529 г. (разд. VI, арт. 1]); принцип ответственности только за вину (отвечает за правонарушение «только тот, который винен» – Статут 1529 г. (разд.1, арт. 7); принцип соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения (виновные «мають быти караны и сказываны подле тяжести а легкости выступов своих» – Статут 1529 г. (разд. 1 арт.1) и др. [4, c. 107].
Указанные прогрессивные принципы содержатся и в нормах последующих Статутов, т.е. они не были «случайными», а стали основополагающими принципами уголовного права шестнадцатого столетия.
Принцип индивидуальной ответственности провозглашался еще в законодательных актах X в. В грамоте Казимира 1447 г. говорилось, что каждый преступник сам несет ответственность за свои «проступки». Исключение делалось только в отношении государственных преступлений. Субъектом преступления закон признавал только физическое лицо (даже если вред причинен животным), достигшее определенного возраста и вменяемое. Впервые о возрасте уголовного вменения упоминал Судебник 1468 г., где говорилось, что дети до семилетнего возраста не могли передаваться в рабство за преступление, совершенное отцом (ст.1). Статут 1566 г. устанавливает уголовную ответственность с 14-летнего возраста.
Заключение
Все институты уголовного права в трех Статутах получили довольно полное отражение. Его нормы содержатся в специальных разделах, например, в Статуте 1529 г. – в разделах VII, ХІ-ХІII, в Статуте1588 г. – в разделах X-XIV, и только небольшое число норм его содержится в других разделах.
Гуманизм уголовного права Великого княжества Литовского в XVI в. проявлялся в том, что постоянно повышается возраст уголовной ответственности (по Статуту 1566 г. – с 14 лет, а по Статуту 1588 г. – с 16 лет) и устанавливается срок давности в 3 года, по истечении которого дело не могло возбуждаться в суде (Статут 1588 г., разд. XI, арт. 52).
В Статутах публично-уголовные наказания обретают стройную систему и теоретическое обоснование. Законодатель, используя различные слова («каранья», «вина», «покута» и др.), определяет наказание как зло или страдание, причиняемые преступнику с целью возмездия или устрашения. Наказание – это кара, установленная законом, за причинeнное зло потерпевшему, мера государственного принуждения. Она проявляется в ограниченном либо полном лишении прав осуждeнного, в причинении ему физических страданий, материальных лишениях и т.д. Диапазон наказаний по Статутах весьма широк: от смертной казни в различных еe формах до штрафа. Вид и форма наказания зависели не только от вида преступления, но и от мельчайших обстоятельств состава преступления.