Общественные обсуждения проектов программных документов, реализация которых оказывает воздействие на окружающую среду: понятие, порядок проведения.
Задача
Список литературы
Общественные обсуждения проектов программных документов, реализация которых оказывает воздействие на окружающую среду: понятие, порядок проведения
ОВОС — определение при разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной документации возможного воздействия на окружающую среду при реализации проектных решений, предполагаемых изменений окружающей среды, прогнозирование ее состояния в будущем в целях принятия решения о возможности или невозможности реализации проектных решений, а также определение необходимых мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Отчет об ОВОС — документ, содержащий сведения о результатах проведенной оценки воздействия на окружающую среду, а также об источниках и видах воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, о проектных решениях и мероприятиях по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов [1, c. 82].
В отчете об ОВОС отражаются результаты оценки воздействия на окружающей среду, проведенной специалистом-экологом при разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной документации.
Граждане и юридические лица имеют право принимать участие в общественных обсуждениях следующих проектов экологически значимых решений, если иное не предусмотрено частью третьей настоящей статьи:
концепций, программ, планов, схем, региональных комплексов мероприятий, реализация которых оказывает воздействие на окружающую среду и (или) связана с использованием природных ресурсов, а также изменений и дополнений к ним, не носящих технического характера;
нормативных правовых актов (в части положений, направленных на регулирование отношений, связанных с осуществлением хозяйственной и иной деятельности, относящейся к экологически опасной согласно критериям, определяемым Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им на то государственным органом);
решений о выдаче разрешения на удаление объектов растительного мира в населенных пунктах, разрешения на пересадку объектов растительного мира в населенных пунктах в случаях, предусмотренных законодательством об охране и использовании растительного мира.
В случае, если в соответствии с законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду для объектов проводятся оценка воздействия на окружающую среду, стратегическая экологическая оценка, общественному обсуждению подлежат также отчеты об оценке воздействия на окружающую среду, экологические доклады по стратегической экологической оценке.
Задача
При проведении проверки соблюдения режима особо охраняемой природной территории в республиканском ландшафтном заказнике «Черневичский» было выявлено, что ОАО «Прогресс» осуществляло выпас коров (в количестве 30 голов) в лесу на территории, входящей в состав данного заказника. В обоснование своих действий руководитель ОАО ссылался на то, что действует в рамках общего лесопользования и в соответствии со сложившейся практикой.
Имеет ли место нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях?
Какие меры ответственности должны быть применены в случае нарушения законодательства со стороны ОАО?
Решение
Ответственность за нарушение законодательство об особо охраняемых природных территориях юридических и физических лиц наступает, если:
- допущено нарушение установленного режима охраны и использования, особо охраняемых природных территорий, их охранных зон и территорий, зарезервированных для объявления особо охраняемыми природными территориями;
- допущено нарушение требований лицензий (разрешений) на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма, отдыха и оздоровления населения на особо охраняемых природных территориях [1, ст. 44].
За нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях предусмотрена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.
К административной и уголовной ответственности привлекаются лица, виновные в нецелевом использовании особо охраняемых природных территорий, в частности за:
- нарушение порядка пользования животным и растительным миром и нарушение правил их охраны;
- нарушение требований разрешения на использование особо охраняемых природных территорий;
- порчу, повреждение и уничтожение природных комплексов, зарезервированных для включения в состав особо охраняемых природных территорий.
Таким образом, имеет место нарушение законодательства.