Вариант 9
1 Проблема человека в философии и науке
2 Социокультурные ориентации молодёжи Беларуси. Общественные и личные интересы. Десоциализация и ресоциализация
3 Происхождение государства. Основные признаки и функции государства
Cписок использованных источников
Вариант 13
1 Материя и сознание как виды бытия. Виртуальное бытие
2 Исторические формы стратификации и их характеристика
3 Избирательная система, избирательное право, избирательный процесс: понятие, сущность и значение
Список использованных источников
Вариант 9
1 Проблема человека в философии и науке
Для того чтобы полнее осознать сегодняшнее состояние философской антропологии, необходимо представить себе те результаты, которые были достигнуты в истории философии, поскольку есть некоторая традиция, преемственность взглядов на сущность человека [1].
В античной философской мысли человек рассматривался преимущественно как часть космоса, как некий микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу – судьбе, поэтому можно говорить, что образ человека в античной философии космоцентричен. Античные греки открывают «душу», но понимают под ней нечто скрытое внутри вещи и приводящее ее и движение.
2 Социокультурные ориентации молодёжи Беларуси. Общественные и личные интересы. Десоциализация и ресоциализация
В стране уже давно назрел кризис ценностной системы, выступающий в качестве падения морально нравственных норм, отсутствия четких правил, принципов и императивов, характеризующих направленность в действиях и поступках личности. Представления о социокультурных ориентациях размыты, нет грамотного механизма формирования и способа воздействия на сознание и поведение личности. Соответственно изменилось отношение к образованию, труду, близким, семье. Ломка ценностных ориентаций привела к падению престижа общественно значимого труда, росту девиантного поведения, безразличия, социальной пассивности.
3 Происхождение государства. Основные признаки и функции государства
Различные теории происхождения государства выдвигались различными исследователями, в различные исторические эпохи, в различных государствах, на них влияли особенности развития прежде всего их стран и регионов, философские и идеологические взгляды, некоторые теории созданы по аналогии с другими науками. На сегодняшний день существует более десятка теорий происхождения государства, все они в той или иной мере, а вместе взятые – достаточно полно отражают различные факторы возникновения государства.
Вариант 13
1 Материя и сознание как виды бытия. Виртуальное бытие
Бытие – фундаментальное понятие, которое многие мыслители считают основанием философии. Соотношение и взаимодействие материи и сознания выступают конкретизацией бытия, его основных видов – материального и идеального бытия [1]. Человек в процессе своей жизнедеятельности существует, прежде всего, как материально-физическое существо, устанавливает и осуществляет многообразные связи с окружающим миром. Материальный мир – сфера и условия жизни человека. Поэтому знания о материальном мире необходимы каждому индивиду.
Знания о сознании, познании, мировоззрении, духовности помогают человеку находить новые пути и средства самосовершенствования. Категории «материальный мир» (или «материя») и «сознание» выступают основами бытия. Предельными в том смысле, что более широких по объему понятий, характеризующих бытие, трудно найти.
2 Исторические формы стратификации и их характеристика
Стратификация – это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени [7]. Причем социальное неравенство воспроизводится в достаточно устойчивых формах как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры общества.
В случае первобытного общества то неравенство было не столь значительным, и в силу этого явление стратификации почти отсутствовало. С тем как общество развивалось – неравенство только росло и росло. В сложных обществах оно поделило людей по уровню образования, доходам, власти. Возникали касты, потом сословия, а не так давно классы.
3 Избирательная система, избирательное право, избирательный процесс: понятие, сущность и значение
Избирательная система – порядок организации и проведения выборов в правительственные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций [12].
Мажоритарная система относительного большинства. Это самая про-стая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников. Такую систему применяли в качестве единственной для выборов какой-либо палаты парламента (или обеих палат) 43 государства, в том числе США и ряд государств – членов британского Содружества наций.
1 Барулин В. С. Социальная философия. – М., 2002.
2 Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. – М., 2002.
3 Краткая история философии / Под ред. В. Г. Голобокова. – М., 1996.
4 Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. X. Философия. – М., 1999.
5 Немировская Л. 3. Философия: Курс лекций. – М., 1998.
6 Ромашова Людмила Олеговна, статья – 10.02.2009.
7 Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3.
8 С.Г. Плукин Ценностные ориентации // http://plook.ru/index/cennostnye-orientacii.
9 Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2004 – 512 с.
10 Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов вузов. – М.: Лотос, 2004.
11 Волков Ю.Г. Социология: Элементарный курс: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005.
12 Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Исторические типы государства и права. М., 1971.
13 Кокошкин Ф. Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 1912.
14 Петров В. С. Сущность, содержание и формы государства. Л., 1971.
1 Ачкасов В.А., Елисеев С.М. Ланцов С.А. Легитимация власти в постсоциалистическом российском обществе. - Мн.: Аспект Пресс, 1996.
2 Елсуков А. Н., Данилов А.Н., Основы социологии и политологии. – Мн.: Минск: РИПО, 2012
3 Касьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы / В. В. Касьянов. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 287 с.
4 Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика и психология", "Социальная психология", "Педагогика" / Е. В. Андриенко. – 2-е изд., доп. – М. : Академия, 2003. – 263 с.
5 Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс ; [пер. с англ. З. Замчук]. – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2005; 2009.
6 Шикун, А.И. Социология : учебное пособие / А. И. Шикун. – Минск: Дикта, 2005. – 280 с.
7 Фролов, С.С. Социология : учебник / С. С. Фролов. – М. : Гардарики, 2006. – 343 с.
8 Социальная психология / под ред. С. Московичи; [пер. с фр. Т. Смолянской]. – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2007.
9 Вебер М. Основные понятия стратификации. Социологические ис-следования. 1994. № 5.
10 Ильин В.И. Социальная стратификация. - Сыктывкар, 1999.
11 Крыштановская О. Анатомия российской элиты. – М.: Захаров, 2005.
12 Основы идеологии белорусского государства: практикум / Я.С. Яскевич, Д.Б. Белявцева. – Минск: БГЭУ, 2006.
13 Основы идеологии белорусского государства: Учебное пособие / Под общ. ред. Г.А. Василевича, Я.С. Яскевич. – Мн.: РИВШ, 2004.
14 Основы идеологии современного государства: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.