Реферат
Введение
1. Функции преподавателя, мастера производственного обучения в рамках воспитательной работы учреждения профессионального образования
2. Инновационная направленность воспитательной деятельности в учреждениях профессионального образования. Инновационные методы и формы воспитания: сущность и характеристика
3. Практическое задание
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность рассматриваемых вопросов данной контрольной работы заключается в том, что проблемы воспитания и образования подрастающего поколения актуальны в современном мире.
Цель работы – раскрыть теоретические вопросы в области воспитания и преподавания в учреждениях профессионального образования, а также разработать воспитательно мероприятие.
Задачи контрольной работы:
1) описать функции преподавателя мастера производственного обучения в рамках воспитательной работы учреждения профессионального образования;
2) раскрыть сущность инновационной направленности воспитательной деятельности в учреждениях профессионального образования;
3) разработать дискуссию на тему «Проблема бездомных животных: спасаться или спасать?».
1. Функции преподавателя, мастера производственного обучения в рамках воспитательной работы учреждения профессионального образования
В настоящее время заметно возросли требования к воспитательной работе в техникумах. Современной рабочий должен воплощать в себе высокое профессиональное мастерство, обладать высокими нравственными качествами, культурой, характеризоваться готовностью и способностью жить и работать. Профессиональная школа добилась определенных успехов в подготовке кадров для всех отраслей народного хозяйства, вместе с тем обращается внимание на необходимость улучшения воспитательной работы с будущими молодыми рабочими. Объективный воспитательный процесс практически реализует такое общественное явление, как воспитание в его движении и развитии. В нем выявляются его структурные составляющие и та основная «клетка», в которой осуществляются воспитательные изменения в человеке, происходит формирование его личности. Макаренко А.С. дал следующие определение объективного воспитательного процесса: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего - люди. Из них на первом месте - родители педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающий деятельности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетаются с другими отношениями. Направить это развитие и руководить им – задача воспитателя» [5, с. 11].
В техникумах центральной фигурой в воспитательном процессе является мастер производственного обучения. Мастер производственного обучения, как и другой педагог, осуществляет воспитательную работу по всем ее направлениям:
– идейно-политическое воспитание, формирование у студентов любви к Родине;
– нравственное воспитание – формирование гражданской ответственности, чувства коллективизма, дисциплинированности, организованности, четкости, правдивости, гуманного отношения к людям;
– трудовое воспитание – формирование и воспитание трудолюбия;
– эстетическое воспитание – развитие эстетических вкусов, культура труда и быта;
– физическое воспитание и т.д. [11]
Вместе с тем, будучи сходной по общим направлениям, воспитательная деятельность мастера производственного обучения существенно отличается от воспитательной работы педагога общеобразовательной школы.
[...]
2. Инновационная направленность воспитательной деятельности в учреждениях профессионального образования. Инновационные методы и формы воспитания: сущность и характеристика
Стратегия модернизации системы образования предусматривает изменение целей и подхода к отбору содержания.
Развитие инновационных процессов в образовании на современном этапе является объективной закономерностью, что обусловлено:
– интенсивным развитием информационных технологий во всех сферах человеческого бытия;
– обновлением содержания философии современного образования, центром которой стал общечеловеческий целостный аспект;
– гуманистически ориентированным характером взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса;
– необходимостью повышения уровня активности и ответственности педагога за собственную профессиональную деятельность, направленную на формирование творческой личности учащегося, готовности к восприятию и активной деятельности в новых социально-экономических условиях.
В связи с этим исключительно важное значение приобретает инновационная деятельность педагога. При организации любого учебного процесса, поддержкой всегда является педагогическая активность.
Деятельность системы профессионального образования в настоящих социально- экономических условиях ориентирована на особенности, сложившиеся в существующем научно-образовательном пространстве, при этом профессиональные учебные заведения осваивают механизмы выживания и устойчивого развития. Пути развития этих учебных заведений различны, но все они ориентированы на инновационное развитие.
Решающим фактором, определяющим инновационное развитие системы профессионального образования, является стратегия интеграции обучения и воспитания. Профессиональная школа является центром науки, культуры и образования, образовательная деятельность которой базируется на сосредоточении инновационного потенциала. «Наука – инновации» – в этом безусловный элемент получения хорошего образования, качественной подготовки специалистов, а также улучшения финансово-экономического положения учебного заведения. Стратегический ресурс этого процесса –инновационная культура специалиста.
[...]
3. Практическое задание
План воспитательного мероприятия
Направление воспитания: духовно-нравственное воспитание
Тема: Проблема бездомных животных: спасаться или спасать?
Форма организации: дискуссия
Цели:
1. Изучить текущую ситуацию с бездомными животными в местности/стране/мире;
2. Обсудить различные подходы к решению проблемы, развивать умения формулировать и высказывать своё мнение;
3. Воспитывать доброту, сопереживание, добросердечие, положительное отношение учащихся к бездомным животным, нуждающимся в нашей помощи.
Методическое обеспечение:
– Ковынева М. В. Методика активного обучения и воспитания; Феникс – Москва, 2005. – 320 c.
– Женило М. Ю. Правовые классные часы для старшеклассников и учащихся лицеев; Феникс - Москва, 2006. – 320 c.
Материально-техническое оснащение:
– оформленная доска с темой дискуссии;
– ватманы, фломастеры для записи аргументов за и против.
[...]
Заключение
В результате работы над данной контрольной работой мы пришли к следующим выводам.
По первому вопросу описаны функции преподавателя мастера производственного обучения в рамках воспитательной работы учреждения профессионального образования. В техникумах центральной фигурой в воспитательном процессе является мастер производственного обучения. Мастер производственного обучения, как и другой педагог, осуществляет воспитательную работу по всем ее направлениям.
По второму вопросу раскрыта сущность инновационной направленности воспитательной деятельности в учреждениях профессионального образования. Все аспекты инновационной воспитательной деятельности в учреждениях профессионального образования направлены на обеспечение качественного образования и успешной адаптации студентов к требованиям современного рынка труда.
В результате работы над третьим заданием разработана дискуссия на тему «Проблема бездомных животных: спасаться или спасать?».
[...]
1. Богданова, Р.У. Реанимация или обновление (Основные подходы к воспитанию студентов в инновационном вузе // Студенчество, Диалоги о воспитании. – 2008. – № 2. – С.7-9.
2. Женило, М. Ю. Правовые классные часы для старшеклассников и учащихся лицеев . – Москва : Феникс, 2006. – 320 c.
3. Ковынева, М. В. Методика активного обучения и воспитания. М.В.Ковынева. – Москва : Феникс, 2005. – 320 c.
4. Ксенозова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебно-метод. пособие [Текст] / Г.Ю. Ксенозова. – М.: Пед. О-во России, 2000. – 157 с.
5. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. “Психология”/ Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – М.: Смысл, 2000. – 509 с.
6. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я.Лернер. – М.: Высшая школа. – 1981. – 186 с.
7. Лукьянович, А. В. Методика производственного обучения: учебно-методическое пособие для студентов специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)» : в 3 ч. / А. В. Лукьянович. – Минск: БНТУ, 2014 – Ч. 1. – 58 с.
8. Масааки Имаи. Кайдзен: путь к снижению затрат и повышению качества / И. Масааки. – М.: Альпина Бизнес Букс, Приоритет, 2007. – 345с.
9. Мошкова, И.Н., Малов С.Л. Психология производственного обучения / И.Н. Мошкова, С.Л.Малов. – М.: Высшая школа, 1990. – 207 с.
10. Мухина, С. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении : учеб. пособие для студ. сред. проф. заведений / С. А. Мухина, А. А. Соловьева. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 384 с.
11. Об утверждении образовательных стандартов общего среднего образования [Электронный ресурс] : Постановление Министерства образования Республики Беларусь, 26.12.2018, № 125 // Портал Национального института образования. – Режим доступа : https://adu.by/images/2019/01/obr-standarty-ob-sred-obrazovaniya.pdf.
12. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образавательные стандарты / Интернет-журнал “Эйдос” [Электронный ресурс]. 2002. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
13. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
14. Шкляр, А.Х. Педагогическая система производственного обучения в условиях непрерывной многоуровневой подготовки / А.Х. Шкляр. – Минск, 1997. – 235 с.
15. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д.Б.Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.