14 Практические методы и их применение на уроках производственного обучения
33 Содержание деятельности мастера производственного обучения в период подготовки учебной группы к обучению в условиях производства (производственной практике)
Список использованных источников
14 Практические методы и их применение на уроках производственного обучения
Практические методы обучения ориентированы на самостоятельную деятельность отдельного учащегося, и, как правило, состоят в сознательном и целенаправленном выполнении учащимися под руководством мастера производственного обучения системы различных упражнений, нарастающих по степени сложности и самостоятельности.
Упражнение – есть повторное многократное выполнение действий, организованное по определенной системе с целью формирования умений и навыков.
Различают следующие виды упражнений:
– подготовительные упражнения;
– упражнения по изучению отдельных трудовых приемов и способов деятельности;
– упражнения в выполнении трудовых процессов на реальном оборудовании;
– упражнения в управлении технологическим процессом;
– упражнения в работе на тренажерах и др.
В начальном периоде производственного обучения в УПТО выполняются упражнения по изучению отдельных трудовых приемов и способов деятельности. Мастер производственного обучения демонстрирует данные приемы, учащиеся наблюдают их, осмысливают и воспроизводят в ходе самостоятельной работы с соблюдением последовательности от простых приемов к более сложным. Он также проверяет правильность выполнения данных приемов и при необходимости дает дополнительные пояснения. Перед выполнением этих упражнений может возникать необходимость в выполнении подготовительных упражнений для выработки правильной рабочей позы, правильности в пользовании контрольно-измерительным инструментом, в держании ручного инструмента, в координации рабочих движений, в наладке, настройке, регулировке и управлении станком на холостом ходу, в ручном и автоматическом режиме. В этой ситуации мастер производственного обучения наблюдает за работой учащихся и своевременно оказывает им необходимую практическую помощь, используя методический прием непосредственного руководства (кондуктирования) рабочих движений учащегося на его рабочем месте, располагая свои руки на руках учащегося и помогая ему правильно выполнить и прочувствовать структуру рабочего движения и рационально сбалансировать при этом степень усилий на напильник левой и правой руками. Данный методический прием позволяет учащемуся запечатлеть в своем сознании ощущения правильного распределение усилий при выполнении рубки металла в тисках и на плите, при резке металла ручной ножовкой, при выполнении ручной обработки детали на сверлильном, токарном или фрезерном станке.
[...]
33 Содержание деятельности мастера производственного обучения в период подготовки учебной группы к обучению в условиях производства (производственной практике)
Приблизительно за месяц до начала практики или производственного обучения на производстве мастер группы совместно со старшим мастером или с заместителем директора по учебно-производственной работе должны провести ряд подготовительных мероприятий:
– изучить производственный процесс и существующие формы организации труда на нескольких ведущих предприятиях;
– выявить лучшие цеха и бригады, где могут быть выделены рабочие места для учащихся и наиболее эффективно организована производственная практика;
– добиться от руководства предприятия заверения о предоставлении учащимися в достаточном объеме работ по осваиваемой ими квалификации согласно программе производственного обучения, изучив также предварительный размер оплаты их будущего труда;
– разработать графики перемещения учащихся (или учебных бригад) по рабочим местам;
– решить все организационные вопросы, связанные с будущим проживанием обучающихся, доставкой их на производственный объект и обратно (для строительной, с/х отрасли), обеспечением их питанием, спецодеждой и т. д.;
– заключить в установленном порядке договоры, в которых оговариваются сроки проведения производственной практики, количество учащихся, направленных на данное предприятие, обязанности предприятия в обеспечении учащихся рабочими местами, работой, безопасными условиями труда, организацией наставничества, порядок оплаты труда учащихся, режим работы, а также проведение обучения в соответствии с учебной программой с данными предприятиями об организации производственной практики, и издать соответствующий приказ УПТО.
При подборе учебно-производственных работ, выполняемых на предприятии, необходимо соблюдать следующие требования:
– соответствие учебной программе и периоду производственного обучения (производственной практики);
– типичность работ, которые наиболее часто встречаются по данной квалификации;
– соответствие всем необходимым требованиям по технике безопасности и производственной санитарии, противопожарным мерам безопасности;
– соответствие современному уровню материально-технического оснащения производства, возможность применения передовых методов труда, современной техники и технологии;
– загруженность учащихся достаточным объемом работ;
[...]