1 Координация прокуратурой деятельности по борьбе с преступностью
Задача 1
Задача 2
Список использованных источников
1 Координация прокуратурой деятельности по борьбе с преступностью
Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью – самостоятельное направление деятельности органов прокуратуры Республики Беларусь. По природе это направление близко к ее надзорной деятельности, так как определяется необходимостью реализации стоящих перед прокуратурой целей и задач, в том числе точного и безусловного обеспечения действующих законов, в частности законов, направленных на борьбу с преступностью. Их исполнение реализуется специальными органами, к основным направлениям деятельности которых отнесены производство дознания или предварительного следствия, осуществление процессуального надзора (контроля) за соблюдением законов о борьбе с преступностью при их осуществлении. Сущность координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, выполняемой Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами, заключается в разработке и осуществлении органами внутренних дел, органами государственной безопасности, Комитета государственного контроля, других государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, в том числе с коррупцией, и другими правоохранительными органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению. Следовательно, признаками, раскрывающими сущность данного направления прокурорской деятельности, являются:
- разработка и осуществление согласованных действий по предупреждению, пресечению преступлений, изобличение лиц, их совершивших, а также устранение причин и условий, способствующих совершению уголовно наказуемых деяний;
- согласование действий по борьбе с преступностью, осуществляемых правоохранительными органами, т.е. органами, занимающимися расследованием преступлений в форме проведения дознания или предварительного следствия, осуществления ОРД [1, с. 65].
В организации координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью важным моментом является определение субъектов, которые организуют и обеспечивают согласованность действий этих органов.
[...]
Задача №1 Прокурор района предъявил иск гражданину Яковлеву в пользу престарелой Станюк о расторжении договора продажи ею квартиры Яковлеву. В судебном заседании, где Станюк отсутствовала, прокурор обсудил с Яковлевым условия мировой сделки и попросил суд удовлетворить ее как, по мнению прокурора, очень выгодную для Станюк.
Оцените законность действий прокурора.
Действия прокурора при участии в деле согласно статье 82 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь фактически признают его представителем, а не истцом. В соответствии с первой частью статьи 84 ГПК прокурор, участвуя в деле, обладает правами и несет обязанности, предусмотренные статьей 56 ГПК [6]. Это подразумевает, что прокурор обладает теми же правами, что и юридически заинтересованное лицо в результатах дела.
[...]
Задача №2 Бучель обратилась с жалобой в прокуратуру на действия судебного исполнителя районного суда Куприк, который, по мнению заявителя, фактически не предпринимал никаких действий, направленных на обеспечения исполнения решения суда, постановленного по результатам рассмотрения судом гражданского иска, заявленного Бучель к Байдуну в целях взыскания алиментов на содержание несовершеннолетнего сына Бучель.
Оцените возможные действия прокурора.
В данной ситуации прокурор может на основании ст. 124 Закона «Об исполнительном производстве» принести протест на действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения [5].
Жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя районного (межрайонного), городского, районного в городе отдела принудительного исполнения подаются главному судебному исполнителю соответствующего отдела принудительного исполнения.
Жалоба на решение судебного исполнителя, его действия или бездействие, должна соответствовать требованиям статей 109, 110 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ГПК) [6]. Обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя в случаях, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, осуществляется в вышестоящий орган принудительного исполнения (вышестоящему должностному лицу), а в случае несогласия с его решением – в суд по месту исполнения исполнительного документа (абз. 5 п. 14 Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов».
[...]
1. Кеник, А.А. Прокурорский надзор /А.А.Кеник.-2-е изд.- Минск: Амалфея, 2008.-512 с.
2. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 8 мая 2007 г., № 220-З: в ред. от 19 мая 2022 г., № 171-З // [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
3. Об утверждении Положения о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией: Указ Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 644 [Электронный ресурс] // Эталон / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
4. Шостак, М.А. Прокурорский надзор: ответы на экзаменац.вопр. / М.А. Шостак.- Минск: ТетраСистемс, 2007.-256 с.
5. Об исполнительном производстве : Закон Респ. Беларусь от 24 октября 2016 г., № 439-З: в ред. от 17 июля 2023 г., № 284-З // [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
6. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 11 января 1999, № 238-З : принят Палатой представителей 10 декабря 1998 г.: одобр. Советом Респ. 18 декабря 1998 г., по состоянию на 17 июля 2023 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
7. Об обращениях граждан и юридических лиц: Закон Респ. Беларусь от 18 июля 2011 г., № 300-З: в ред. от 17 июля 2023 г., № 284-З // [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.