12 Раскройте сущность наблюдения как метода сбора маркетинговой информации: определение, цель, преимущества и недостатки
23 Изложите разновидности пробного маркетинга и методики их проведения. Раскройте сущность правила сильной половины
Ситуация 2
Список литературы
12 Раскройте сущность наблюдения как метода сбора маркетинговой информации: определение, цель, преимущества и недостатки
Наблюдение, как и любой другой метод сбора маркетинговой информации, обладает определенными преимуществами и недостатками. Только учитывая их можно выбрать ситуацию, в которой будет эффективно использование данного метода.
Наблюдение – метод сбора первичной информации. Подходы: прямое и непрямое наблюдение, открытое или скрытое наблюдение, структуризированное или неструктуризованное наблюдение, осуществляемое с помощью человека или технических средств. Формы для регистрации наблюдений. Условия, необходимые для проведения наблюдения. Этапы проведения наблюдения. Достоинства и недостатки наблюдения.
Наблюдение в маркетинговых исследованиях представляет собой метод сбора первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями. При этом исследователь непосредственно воспринимает и регистрирует все факторы, касающиеся изучаемого объекта и значимые с точки зрения целей исследования.
Наблюдение в маркетинговом исследовании может быть направлено на достижение различных целей. Оно может быть использовано как источник информации для построения гипотез, служить для проверки данных, полученных другими методами, с его помощью можно извлечь дополнительные сведения об изучаемом объекте.
Разнообразие способов проведения наблюдений определяется четырьмя подходами к их осуществлению: прямое или непрямое наблюдение, открытое или скрытое, структурализованное или неструктурализованное, осуществляемое с помощью человека или механических средств.
Прямое наблюдение предполагает непосредственное наблюдение за поведением, скажем, покупателей в магазине (например, в какой последовательности они изучают товары, выставленные на прилавке). При применении непрямого наблюдения изучаются результаты определенного поведения, а не само поведение. Здесь часто используются архивные данные, например, данные о динамике запасов определенных товаров по годам могут быть полезными при изучении сдвигов в рыночной ситуации. Кроме того, могут изучаться физические доказательства некоторых событий.
Открытое наблюдение предполагает, что люди знают о том, что за ними наблюдают, например, при проведении специальных экспериментов. Однако присутствие наблюдателей влияет на поведение наблюдаемых, поэтому надо стремиться свести его к минимуму.
Этим требованиям удовлетворяет скрытое наблюдение, когда обследуемый не предполагает, что за ним наблюдают. Например, в магазинах могут скрыто наблюдать за тем, насколько продавец вежливо обходится с покупателями и помогает им совершить покупку.
[...]
23 Изложите разновидности пробного маркетинга и методики их проведения. Раскройте сущность правила сильной половины
Эксперименты разделяют не только в зависимости от специфики их организации (натурные, мысленные) или сферы жизни общества, в рамках которой они проводятся (экономические, социологические и т. п), но и с учетом функций, что реализуются при их проведении непосредственно в обществе.
Как уже отмечалось, в этом плане выделяют эксперименты научные и практические (управленческие). Разновидность последнего, используемый в маркетинге, получил название "пробного маркетинга". Цель подобного эксперимента - комплексная проверка направленности и эффективности всех факторов, связанных с производством и реализацией определенных товаров и услуг непосредственно на рынке.
Действительно, как отмечает Дж. Хэмилтон, "какие бы обоснованные и исчерпывающие не были наши исследования до сих пор, в конце концов они не смогут воспроизвести все реальности рынка. Потребности человека крайне многочисленны и разнообразны, невозможно удовлетворить их все сразу-за нехватки свободных денег, к тому же потребности постоянно меняются. Например, во время опроса семья может твердо заявить о своем намерении в ближайшее летом во время отпуска отправиться в заграничное путешествие. Но в следующем месяце выясняется, что вскоре должен родиться ребенок, и будущие родители жертвуют путешествием в пользу покупки новой стиральной машины и сушилки" [2, c. 59].
Пробный маркетинг — это тип эксперимента, целью которого е пробный, проведенный до начала массового производства и реализации соответствующей продукции, продажа товара или реализация услуг для апробации всех компонентов маркетинга и достижения какого-степени уверенности в сделанном прогнозе. Как правило, в процессе пробного маркетинга решаются два основных типа задач:
- проверка некоторых важнейших компонентов маркетинга (например, цен, форм сбыта и т. д), которые предполагается скорректировать перед полномасштабным выпуском товара на рынок;
- изучение возможностей экстраполяции результатов пробного маркетинга на весь будущий рынок соответствующих товаров или услуг.
Когда целесообразным осуществление пробного маркетинга? На Западе сложилась такая традиция. Как правило, пробный маркетинг не проводится в таких случаях: когда управленческий персонал уверен в новом товаре; когда затраты на его разработку и выведение на рынок невелики и нет опасности потерять большие средства; когда расширяется ассортиментная группа или копируется удачно внедренный на рынок товар конкурента. Наоборот, пробный маркетинг совершенно необходим в случае неуверенности компании в успехе нового товара (или упаковки, выбранных средств продвижения на рынке, рекламы), на выпуск которого потрачены значительные средства.
[...]
Ситуация 2 С целью изучения возможности выхода на рынок с кондитерскими изделиями составьте анкету из 20 вопросов
Анкета для потребителей кондитерских изделий
1 Покупаете ли Вы кондитерские изделия?
- Да
- Нет
2 Какие кондитерские изделия Вы предпочитаете?
- шоколад
- карамель
- шоколадные конфеты
- печенье
- не употребляю
3 Какие кондитерские изделия Вы покупаете чаще всего?
- шоколад
- шоколадные конфеты
- карамель
- печенье
- не покупаю
4 Как часто Вы покупаете кондитерские изделия?
- каждый день
- раз в несколько дней
- каждую неделю
- каждый месяц
- не покупаю
5 Для кого Вы покупаете кондитерские изделия?
- для себя
- для семьи
- для гостей/друзей
- по поводу (благодарность, подарок)
- не покупаю
[...]