1. Особенности и значение делового этикета в переговорах
2. Основные этапы переговорного процесса
Список использованных источников
1. Особенности и значение делового этикета в переговорах
Этикет – сложная система знаков, указывающих в процессе общения на отношение к другому человеку, к собеседнику, оценку его и в то же время самого себя, своего положения относительно собеседника.
Деловой этикет – это сборник правил поведения, форм переписки, требований к внешнему виду и стилю ведения переговоров, которые при-няты в бизнес-сообществе и сфере межгосударственных взаимоотношений.
Переговоры – это обсуждение с целью заключения согласия между кем-либо по какому-либо вопросу. В деловой беседе партнеры обменива-ются взглядами, точками зрения, информацией. В процессе переговоров его участники обычно добиваются соглашения по обсуждаемой проблеме.
Правила поведения, которые формирует этикет деловых перегово-ров, призваны облегчить диалог между потенциальными партнерами. Со-блюдение принятых стандартов может сказать о собеседнике больше, чем он сам. С людьми, которые соблюдают этикет проведения деловых перего-воров, обычно проще прийти к взаимопониманию.
Как правило, в процессе подготовки и проведения переговоров вы-деляют три стадии: подготовка к переговорам; процесс ведения перегово-ров; анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых догово-ренностей.
Подготовка к переговорному процессу – важнейший этап перед непосредственной беседой, определяющий уровень проведения мероприя-тия, успешность исхода событий. Правильный диалог – результат четко спланированной схемы действий в рамках конкретного плана.
Основные элементы подготовки к переговорам: определение предме-та (проблем) переговоров, поиск партнеров для их решения, уяснение сво-их интересов и интересов партнеров, разработка плана и программы пере-говоров, подбор специалистов в состав делегации, решение организацион-ных вопросов и оформление необходимых материалов: документов, чер-тежей, таблиц, образцов предлагаемых изделий и т. д.
По деловому этикету переговоры организует принимающая сторона.
Ее представители готовят место встречи, составляют программу ме-роприятия, список участников, план рассадки сторон и т.д.
На начальном этапе подготовки важно выбрать место встречи. Это может быть, как офис одной из сторон, так и нейтральная территория, например, ресторан. Данный вопрос партнеры решают совместно, но дальнейшей подготовкой занимаются хозяева встречи.
Необходимо проверить техническое оснащение переговорного зала, предусмотреть нужное количество посадочных мест, приобрести канце-лярские принадлежности и воду для участников мероприятия.
[...]
2. Основные этапы переговорного процесса
Переговоры представляют собой обмен мнениями для достижения какой-либо цели.
Результатом грамотно проведенных переговоров является заключе-ние выгодного контракта, удачное трудоустройство, получение скидки, возможность добиться от детей надлежащего поведения и многое другое.
Переговорный процесс – неотъемлемый инструмент деловых отно-шений, включающий в себя поиск соглашения между деловыми партнера-ми, заинтересованными в сотрудничестве и вместе с тем имеющими свои специфические интересы.
Переговорный процесс предполагает манипулирование тремя клю-чевыми элементами: информацией, временем и властью.
Стороны, участвующие в переговорном процессе, стремятся полу-чить максимум информации друг о друге: о приоритетах, потребностях, намерениях и подходах, что способствует более тщательной подготовке и проведению переговоров. Еще до начала переговоров особое внимание уделяется согласованию сроков их проведения. Не всегда срок проведения переговоров зависит от воли всех его участников. Значительное превос-ходство участнику переговоров дает обладание властью или определен-ными преимуществами по отношению к другой стороне.
В ходе переговоров происходит продолжительное общение между сторонами с различающимися и пересекающимися интересами, в результа-те которого они либо достигают соглашения, либо не достигают его в за-висимости от ожидаемых ими последствий.
Этапы переговоров не имеют ярко выраженных границ и рамок, так как плавно переходят один в другой. Однако все этапы переговоров имеют свои конкретные задачи.
В случае, когда у сторон нет разногласий, этапы переговоров зани-мают минимальное время, и переговорщики довольно скоро переходят к сотрудничеству.
В ситуациях, когда интересы сторон расходятся кардинально, этапы переговоров растягиваются во времени.
В деловых переговорах выделяют три основных этапа, имеющих собственные цели, задачи, навыки.
Первый этап. Взаимная ориентация на проблеме, где важно следую-щее:
- определение исходных позиций сторон по проблеме;
- уточнение понимания проблемы каждой стороной;
- выявление сходства и различия в подходах сторон;
- уточнение интересов.
Задав вопрос «зачем?», можно определить свои интересы. Ответов на этот вопрос может быть несколько.
[...]
1. Архипова, Л. И. Технологии продаж, деловых переговоров и пре-зентаций: учеб.- метод. пособие / Л. И. Архипова, В. А. Пархименко, Е. А. Олехнович. – Минск: БГУИР, 2018. – 128 с.
2. Гарькуша, О. Н. Профессиональное общение: учебное пособие / О. Н. Гарькуша. – Москва: РИОР; ИНФРА-М, 2014. – 111 с.
3. Егоров, В.П. Этика деловых отношений: учеб. пособие / В.П. Его-ров. – М.: Юридический институт МИИТа, 2016. – 142 с.
4. Жулькова Ю.Н., Королёва Д.Ю., Питилимов А.В. Особенности этикетных процедур при ведении деловых переговоров // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2019. – №7 (41). – С. 138-143.
5. Иванова, И. С. Этика делового общения: учебное пособие / И. С. Иванова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2022. – 168 с.
6. Кузнецов, И. Н. Деловое общение / И. Н. Кузнецов. – Москва: Дашков и К, 2013. – 528 с.
7. Павлюк, А.К. Сравнение этикета деловых переговоров западноев-ропейских и азиатских стран / А. К. Павлюк, Д. А. Белявцева, С. О. Шип-шина, И. Н. Дроздов // Молодой ученый. – 2016. – № 30 (134). – С. 437-442.
8. Сидоров, П. И. Деловое общение: учебник для вузов / П. И. Сидо-ров. – 2-е изд., перераб. – Москва: ИНФРА-М, 2013. – 384 с.