1 Необходимость планирования и учета работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста
2 Основные принципы и требования к управлению календарного плана. Современные подходы к планированию различных форм работы с детьми дошкольного возраста по ФЭМП
3 Особенности планирования различных форм работы с воспитанниками учреждения дошкольного образования
4 Анализ планов работы воспитателей по одной из возрастных групп детского сада
Список использованных источников
1 Необходимость планирования и учета работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста
Задачи развития детей элементарных математических представлений не могут быть решены без правильного планирования и учета работы. Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов. Планирование – один из способов управления процессом формирования элементарных математических представлений у детей. План дает возможность целенаправленно и систематически распределять по времени программные задачи и пути их осуществления. Кроме того, план определяет отчетную документацию, по которой можно судить о состоянии и результатах педагогического процесса.
Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении используется несколько различных видов планирования:
1. Перспективный план развития или программа развития УДО, составляемый на 3 года;
2. Годовой план УДО;
3. Тематические планы (по основным видам деятельности);
4. Индивидуальные планы специалистов и администрации;
5. Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.
Для правильного планирования и постановки работы по развитию элементарных математических представлений у детей воспитатель должен:
- Хорошо знать программу в целом и программу той возрастной группы, в которой он работает в текущем учебном году
[...]
2 Основные принципы и требования к управлению календарного плана. Современные подходы к планированию различных форм работы с детьми дошкольного возраста по ФЭМП
В календарном плане перспектива, намеченная на квартал, находит свое конкретное воплощение. Разрабатывая его, следует учесть, что занятия по математике проводятся в установленный день один раз в неделю во всех дошкольных группах, кроме подготовительной, где планируются два занятия.
Календарный план занятий содержит:
1. Программные задачи:
а) образовательные,
б) развивающие,
в) воспитательные [4].
Образовательные задачи берутся в основном из перспективного плана, нередко требуется их конкретизация и уточнение.
Развивающие задачи предусматриваются с целью развития речи, мышления, других психических процессов. Планировать их необходимо, так как обязательным требованием к каждому занятию по математике является не только сообщение знаний, но и развитие умственных способностей детей.
Воспитательные задачи планируются с целью формирования у детей дисциплинированности, положительного отношения к учебной деятельности и т. п. Они предусматриваются на длительный период работы, поэтому указывать их в каждом занятии не обязательно.
2. Задачи индивидуальной работы с отдельными детьми планируются по тем же трем направлениям. Индивидуальную работу следует планировать в определенной системе на каждом занятии.
3. Дидактический материал.
[...]
3 Особенности планирования различных форм работы с воспитанниками учреждения дошкольного образования
Учебная деятельность является одним из видов познавательной деятельности ребенка. Для нее характерны определенные практические и умственные действия.
Обучение элементам математической деятельности осуществляется на фоне развернутой умственной деятельности детей. Этот процесс - яркая иллюстрация теории И.П. Павлова о рефлекторной природе психики, о переходе от чувственной ступени познания к логической. Так, выполнение счетной операции на начальном этапе обучения, как сложное умение, опирается на развернутое действие рук, глаз, на называние числительных вслух. Позднее, усовершенствуясь, операция счета заметно видоизменяется, проходя путь от развернутых способов счета с передвижением предметов, которые считают, к сокращенным приемам указывания на них, называния числительных вслух и завершается устным счетом про себя.
Одним из признаков любого предмета является его размер. Оценивая размер, ребенок не только познает каждый предмет отдельно, но и устанавливает соотношение между ними. Это влияет на формирование обобщенных знаний об окружающем. Любое измерение величины предмета получает числовое выражение. Поэтому развитие представления о размере предметов дает возможность углубить понятие числа. Осознание размеров старшими дошкольниками существенно влияет на развитие умственных способностей в целом, поскольку требует выполнения действий сравнения, различия, обобщения. [1]
Для воспитателя подготовительной группы особое значение приобретает выявление этого уровня перед поступлением детей в школу. Этому способствуют индивидуальные беседы, дидактические игры и упражнения с детьми, выполнение ими специальных заданий и т.д.
[...]
4 Анализ планов работы воспитателей по одной из возрастных групп детского сада
Мною был проведен анализ плана работы по формированию элементарных математических представлений воспитателя первой младшей группы [3].
Что касается образовательной области и индивидуальной работы с воспитанниками – там замечаний и нареканий нет.
Однако, было выявлено недостаточное количество запланированных мероприятий по данному направлению в нерегламентированной деятельности.
Мною были даны рекомендации по корректировке данного раздела планирования.
1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Просвещение, 2004
2. Житко, И.В. Математический калейдоскоп: учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения. Минск: Нац. ин-т образования, 2012. 64с. (УМК «Мои первые уроки»)
3. Образовательный стандарт. Дошкольное образование. Постановление министерства образования РБ. 15.08.2019г. №137.
4. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Учеб.пособие для студентов пед. институтов по специальности «Педагогика и психология»/ Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Под редакцией А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.
5. Учебная программа дошкольного образования. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15.08.2019г №138, 479с.