Человек является по своей сути биосоциальным существом. Каждая из сторон его жизни подчиняется либо его биологическим свойствам как представителя вида, социальным - как члена общественной группы, представителя культуры, а также индивидуальным особенностям, благодаря которым каждый человек является особенным, отличным от других представителей его общества. Получается, что каждый человек представляет собой совокупность индивидуальных психофизических и социальных свойств.
Рассмотрению человека как индивида, как индивидуальности, как личности посвящены многочисленные философские, психологические, педагогические и иные исследования. Данный интерес является не случайным. Дело в том, что человеческое общество состоит из индивидов. Являясь структурной социальной единицей, каждый человек способен оказывать то или иное позитивное или, напротив, деструктивное влияние на него. Получается, что благополучие общества напрямую зависит уровня благополучия, в том числе психологического, её членов. Неспроста одной из основных целей Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи является «формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося» [5]. Именно поэтому, задачами современного воспитания является способствование формированию целостной личности, «обеспечении успешной социализации личности в современном обществе, подготовке к самостоятельной жизни, продуктивной трудовой и профессиональной деятельности; в содействии саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию, самосовершенствованию конкурентоспособной личности, готовой к принятию ответственных решений» [5].
Актуальность темы контрольной работы состоит в том, что изучение факторов, влияющих на формирование личности, способствует определению наиболее подходящих стратегий, форм и методов воспитания для каждого отдельно взятого ребёнка, с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей. Дошкольный этап является первой ступенью общей системы образования Республики Беларусь. С началом посещения ребёнком детского сада его жизнь кардинально меняется, так как он вступает в социум в качестве самостоятельной единицы, без сопровождения родителей, учится взаимодействовать внутри детского коллектива, усваивает социальные нормы, учится дифференцировать себя от окружающих и формирует понимание собственного «Я».
Определение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»
Для того, чтобы определить, что из себя представляет каждое из понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», мы рассмотрим некоторые из определения, которые существуют в научной литературе.
1. Человек:
Толковый словарь Ожегова определяет понятие человек как «живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда» [10].
Психологический словарь Л.С. Немова даёт понятию «человек» следующие определения:
- «Понятие, включающее особенности, отличающие Ч. как биологический вид от видов других живых существ» [8, с. 474].
- «Понятие, которое в отличие от термина индивид относится не к отдельно взятому человеку, а ко всему человеческому роду (поэтому о понятии Ч. нередко говорят, как о родовом понятии)» [Там же].
Вопросами отличия человека от других представителей животного мира всегда задавались философы. «Человек – главная проблема философии. Философский взгляд на человека предполагает выявление его сущности, особенностей, назначения и места в мире, причин человеческой активности, определение исторически возникших форм человеческого бытия» [2, с. 67]. Так, среди самых ранних трудов, можно найти сведения, что Платон говорил о человеке как о «двуногом животном без перьев», но способном познавать идеи – в этом состоит добродетель. По версии Аристотеля человек – не просто «разумное животное», он – «существо общественное», «политическое». Ему в первую очередь надлежит развивать свой ум так, чтобы быть похожим на Бога.
В.С. Мухина рассуждала о человеке через анализ трудов С.Л. Рубинштейна: «С. Л. Рубинштейн видел необходимость изучения человека как части природы, способной рефлексировать, осознавать себя родовым существом. «...Человеческое бытие,- писал он,- это не частность, допускающая астрономическое и психологическое исследование, не затрагивающее философский план общих, категориальных черт бытия» [7, с. 55]. Она также писала о том, что «человек - это и производное непосредственных отношений людей друг к другу как к одухотворенной части природы» [Там же].
[...]
Факторы, влияющие на развитие и формирование личности: биологические (наследственные задатки) и социальные (природная и социальная среда, воспитание) факторы
Нам удалось выяснить, что личность человека социально обусловлена. То есть, это совокупность тех его качеств, которые он проявляет при взаимодействии с социумом, именно поэтому в её основе является усвоение индивидом нравственных норм и общественной морали, которое происходит индивидуально, будучи обусловленным индивидуальными особенностями человека.
Многие исследователи считают, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития личностных направленностей. Именно в этом возрасте формируются устойчивые качества личности, которые человек сохраняет до конца своей жизни практически в неизменной форме, в отличие от более поздних качеств, которые являются подвижными и могут легко изменяться. Р.С. Немов писал, что «формирование человека как личности в основном завершается к концу подросткового возраста — к 14-15 годам» [8, с. 200].
С. Л. Рубинштейн предложил следующую структуру личности:
1) направленность – стержень личности;
2) знания, навыки, умения;
3) индивидуальные особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях [6, c. 102].
Развитие личности человека представляет собой сложный, многосторонний процесс, изучение которого принято осуществлять на основании дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическое, психическое, духовное, социальное и другие стороны [9, с. 34].
С.А. Козлова писала, что факторы, обуславливающие формирование и развитие человека как личности можно разделить на две основные группы:
- биологические (наследственность);
- социальные (среда и воспитание).
Под наследственностью исследователь понимает «то, что передается от родителей детям, что заложено в генах» [4, с. 69]. То есть, речь идёт о телосложении, цвете глаз, кожи, волос, группе крови, предрасположенности к определенным заболеваниям, особенностях нервной системы и др. Некоторые исследователи, такие как Н.М. Амосов, П.К. Анохин, М. Монтессори, Э. Фромм, К. Лоренц и др. убеждены, что наследственными могут быть также и моральные качества. Например, первые двое считали, что как минимум существует наследственная предрасположенность к развитию тех или иных черт (в том числе и девиаций поведения): агрессии, жестокости, склонности ко лжи и др. Однако, данный вопрос остаётся дискуссионным.
[...]
Роль деятельности в развитии ребёнка
Под деятельностью человека в общем смысле принято понимать специфическую регулируемую сознанием активность, которая порождается потребностями человека и направленная на познание и преобразование внешнего мира и его самого. «Деятельность человека носит общественный, преобразующий характер и не сводится к простому удовлетворению потребностей, в значительной степени определяясь целями и требованиями общества» [6, с. 56]. Л.В. Марищук отмечает, что деятельность является одной из трёх основных категорий психологии:
- личность;
- сознание;
- деятельность.
Она также отмечает, что именно в деятельности как социально направленном явлении происходит формирование личности и её проявление. Деятельность – это активный и регулируемый сознанием процесс взаимодействия человека с миром [6, с. 57].
Р.С. Немов, также писал, что деятельность представляет собой вид социальной активности, свойственной только человеку как биологическому виду. Данная форма активности имеет созидательный, сознательный и целенаправленный характер. Среди её признаков можно выделить:
Внутреннюю мотивацию, что отличает её от поведения и реакции, которые являются результатом внешних воздействий;
- Продуктивность – её результатом всегда является некий новый продукт;
- Исходит из высших человеческих потребностей.
- Материализуется или воплощается в ее продуктах.
- Исторически обусловлена – фактор развития человечества.
- Вне общества человека практически не существует.
- Не является врождённой формой активности (ребёнок приступает к деятельности лишь достигнув определённого уровня психического развития) [8, с. 113].
В.С. Мухина писала, что через различные виды деятельности дошкольник осваивает реальность социального пространства Деятельность в детском возрасте имеет, по мнению исследователя, особое значение, так как является одним из инструментов развития [7, с. 32]. Она также выделяет следующую последовательность развития форм деятельности, каждая из которых соответствует своему периоду онтогенеза:
[...]
Заключение
Для изучения процессов формирования личности важно определить следующие понятия: человек, индивид, личность и индивидуальность.
Человек – понятие, которое определяет человека как биологический вид, выделяя те черты, которые отличают его от иных представителей животного мира: способность думать, развивать эмоционально-чувственную сферу, создавать орудия труда, ставить цели и достигать их, создавать общественные группы и др. Все указанные действия свойственны лишь человеку как биологическому виду, но каждому человеку, как представителю своего вида;
Под индивидом понимается человек как биологическое существо, но свойственными ему индивидуальными особенностями проявления тех или иных психических, биологических, социально-культурных свойств. То есть индивид – человек как уникальная единицы человеческого общества;
Личность — это та сторона индивида, которая, хоть и обусловлена индивидуальными качествами (склонностями, потребностями, темпераментом) сформировалась через усвоение им общественных норм, норм морали, что проявляется в характере его взаимоотношений с окружающими;
Под индивидуальностью же понимается не сам человек, но те его черты (физические, интеллектуальные, моральные, эмоциональные, врождённые или приобретённые и т.д.), которые отличают его от других представителей общества.
Что касается личности, то она не является врождённым качеством человека. Это та его часть, которая формируется в процессе его жизни в условиях взаимодействия с социумом. Развитие личности происходит под влиянием биологических и социальных факторов. Биологическим фактором является наследственность, которая включает, в основном, психофизиологические генетические особенности. Однако большинство западных психологов и некоторые отечественные считают, что наследоваться могут также предрасположенности к тем или иным моральным качествам. Развитие личности осуществляется также в процессе воспитания, которое является единственным управляемым и целенаправленно осуществляемым действием, а также среды, которая способствует подсознательному усвоению ребёнком моделей поведения. Вместе с тем формирование личности происходит также под влиянием внутренней позиции личности, выходящих за пределы наличных общественных условий.
[...]