Основные концепции международных финансов
В своей работе международный финансовый менеджер должен опираться на теории, позволяющие ему выстраивать сценарии развития событий и прогнозировать последствия принимаемых решений. К ним относятся теории, описывающие основные условия паритетов валютного рынка: теория паритета покупательной способности валюты; теория паритета процентных ставок (IRP — Interest Rate Parity); «эффект Фишера» (Fisher Effect); «международный эффект Фишера» (International Fisher Effect); теория несмещенного форвардного курса (Unbiased forward rate).
Практическая ситуация
GILLETTE
Издательство «Стокгольмская Школа
Экономики в Санкт-Петербурге», 2000.
Основанная в 1901 г. американская корпорация Gillette - крупнейший в мире производитель бритвенных лезвий. Компания специализируется на разработке и производстве широкого ассортимента изделий личного пользования: лезвий, станков для бритья, туалетных принадлежностей, косметики, электробритв. Лезвия компании покрывают свыше 60% рынка в большинстве регионов мира. К другим продуктовым группам корпорации принадлежат электрические батарейки, канцелярские товары и электробытовые приборы (кофеварки и пр.). Среди известных марок корпорации – Sensor, Sensor for Women, Slalom, Wilkinson Swords и др. Совокупный объем продаж – около 10 млрд. долл.
Штаб-квартира корпорации расположена в г. Бостон. Корпорация имеет 64 предприятия в 26 странах. Четверть дочерних предприятий расположена в США. НИОКР осуществляются в лабораториях, расположенных в 6 странах. Продукция корпорации реализуется в двухстах странах. Общая численность занятых – свыше 40 тыс. чел.
В своей организационной структуре Gillette выделяет подразделения как по продуктовому, так и по географическому признаку. Производственные дочерние предприятия корпорации сгруппированы по продуктовому признаку: в одной группе представлены предприятия, выпускающие средства для бритья и сопутствующие косметические товары, а также батарейки; в другой – заводы, выпускающие бытовую технику и канцелярские товары. Коммерческие операции ведутся подразделениями Gillette, сгруппированными по географическому признаку: одна группа охватывает западное полушарие (подразделения, отвечающие соответственно за Северную Америку и Латинскую Америку); вторая группа охватывает восточное полушарие (включает три подразделения, отвечающие за рынки Западной Европы, рынки Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки, Азиатско-тихоокеанские рынки).
Gillette осуществляет несколько проектов в России. На рубеже 80-х и 90-х годов импорт товаров для «влажного бритья» в СССР составлял около 1.25 млрд. лезвий в год; стоимость годового импорта приблизилась к 60 млн. долл.
В 1991 г. Gillette подписала с петербургским холдингом «Ленинец» соглашение о создании совместного предприятия Petersburg Products International по производству лезвий. Уставный фонд совместного предприятия составил 6,5 млн. долл., из которых 65% приходилось на долю Gillette. Предприятие специализировалось на выпуске шарнирных (плавающих) систем, шарнирных лезвий одноразового использования и двусторонних лезвий. Оборудование, технологии и ноу-хау были предоставлены компанией Gillette.
Общий объем продаж продукции под торговой маркой Gillette в России превысил в 1997 г. 200 млн. долл., увеличившись за 6 лет почти в 6 раз. Это послужило предпосылкой принятия решения о давно запланированном строительстве нового производства Gillette в С.-Петербурге. В марте 1998 г. началось строительство завода Gillette по выпуску товаров для влажного бритья в С.-Петербурге (на Пулковском шоссе рядом с заводом Coca-Cola и Wrigley’s). Площади под новое строительство арендуются у городских властей на срок 49 лет.
Объем инвестиций в строительство нового завода – 40 млн. долл. США. Все инвестиции будут осуществлены за счет материнской компании. Предполагается, что они окупятся через 3-4 года.
Как заявил генеральный директор компании Gillette в странах бывшего СССР Альбер Ришар, завершение строительства (генеральным подрядчиком выступает фирма Skanska) запланировано на третий квартал 1999 г. К этому времени будут воедино собраны все подразделения Gillette в С.- Петербурге, где в середине 90-х гг. функционировали три производственных подразделения компании.
Предполагается, что в производстве будет занято 700 работающих. Мощности петербургского завода – 860 миллионов «условных» лезвий в год. Завод будет выпускать как сами лезвия, так и аппараты для бритья. Продукция завода будет поступать на рынки России и других стран СНГ.
По заявлению высокопоставленных представителей Gillette, уже в ближайшем будущем компания будет значительно уменьшена. В частности, ожидается закрытие 8 предприятий, 13 дистрибьюторских центров и сокращение штата на 2700 сотрудников.
Менеджеры компании приняли решение об отказе от производства такой продукции, как зубные щетки Oral-В, бытовая техника Braun и дезодоранты Right Group. Эти три марки так или иначе не занимают ведущих позиций в своих нишах из-за маркетинговых просчетов. Теперь Gillette сконцентрируется на производстве бритв Gillette и батареек Duracell. В августе 2000 г. компания уже отказалась от таких брэндов, как Parker и Waterman, продав их компании Newell Rubbermaid.
Задание:
Проанализируйте ситуацию и дайте оценку эффективности выбора МНК модели проникновения на рынок.
Решение:
Компания Gillette для выхода на международный рынок использует такую модель, как совместное предприятие, при реализации такой модели проникновения компания разделяет собственность и контроль над производством с местной компанией. По данному принципу в конце 20 века было подписано соглашение о создании совместного предприятия в СССР.