Введение
1. Сущность олигополии, ее модели и разновидности.
2. Модели олигополии
2.1 Модель дуополии Курно
2.2 Модель асимметричной дуополии Штекельберга
2.3 Модель Чемберлина
2.4 Модель дуополии Бертрана
2.5 Модель дуополии Эджуорта
2.6 Модель Бертрана
2.7 Модель ценового лидерства Форхаймера
3. Экономическая эффективность олигополии
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одним из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия. Она может отрицательно влиять на экономическую ситуацию в стране, поэтому на уровне государства олигополиям уделяется большое внимание.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время олигополия является наиболее распространенным типом рыночной структуры. Большинство современных исследователей утверждают, что сегодня олигополия стала преобладающей формой рынка, при которой несколько фирм продают стандартизированные или дифференцированные товары; куда доступ для других фирм затруднён, и контроль над ценами на продукцию ограничен взаимозависимостью фирм, и где действует сильная неценовая конкуренция.
Цель реферата – изучить модели олигополии и рассмотреть их эффективность
В связи с поставленной целью задачи будут следующими:
- определить понятие, сущность и основные признаки олигополии;
- изучить модели олигополии;
- определить эффективность различных моделей олигополии.
1 СУЩНОСТЬ ОЛИГОПОЛИИ, ЕЕ МОДЕЛИ И РАЗНОВИДНОСТИ
Олигополией называют рыночную ситуацию, при которой не¬сколько крупных фирм доминируют в отрасли.
Ввиду многообразия предположений олигополистов в отношении реакции соперников на свое поведение выделяют различные модели стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии.
По совокупной рыночной доле четырех ведущих фирм выделяют:
- плотную (компактную) олигополию, четыре ведущих фирмы которой покрывают 60% рынка и более, в результате чего их сговор возможен и легко осуществим;
- неплотную (просторную) олигополию, четыре ведущих фирмы которой покрывают до 40% рынка, в результате чего сговор невозможен.
По характеру взаимодействия и его повторяемости различают:
- последовательную игру олигополистов, в которой фирмы принимают решения поочередно, учитывая уже совершенные предыдущие действия соперника;
- одновременную игру олигополистов, в которой фирмы принимают решения одновременно (однократно), учитывая ожидаемые действия конкурентов.
По виду стратегической переменной, относительно которой делаются предположения о реакции конкурентов: ценовая олигополия, в которой предположения делаются относительно цены; количественная олигополия, в которой предположения делаются относительно величины выпуска.
По степени взаимозависимости олигополистов различают:
- некооперативную олигополию, в которой участники не зависят друг от друга и вступают в стратегическую игру;
- кооперативную олигополию, в которой участники зависят друг от друга и вступают в явный или неявный сговор.
Сговор – это тайное или открытое соглашение между олигополистами с целью максимизации совокупной прибыли отрасли, раздела рынка, установления согласованных цен. Его формы – картель и лидерство в ценах.
Картель – это сговор олигополистов о разделе рынка и поддержании цен на продукцию или ресурсы для ее производства с целью максимизации совокупной прибыли отрасли или завоевания лидерства по объему продаж.
2 МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ
2.1 Модель дуополии Курно
Модель дуополии Курно описывает некооперативную количественную одновременную игру олигополистов. Основная предпосылка заключается в том, что каждая фирма-олигополист стремится максимизировать свою прибыль, исходя из предположения о том, что ее соперники сохранят текущий уровень производства. Для рассмотрения этой и последующих моделей воспользуемся инструментарием изопрофит и кривых реагирования (рисунок 1).
3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОЛИГОПОЛИИ
Эффективность олигополии характеризуется следующими аспектами:
Если олигополисты отказываются от союза (тайного сговора), каждому из них приходится самостоятельно принимать решение об объеме производства. Принимая решения, олигополист рассматривает два его следствия:
Эффект объема производства, заключающийся в том, что при цене, превышающей предельные издержки, продажа дополнительной единицы продукции, увеличит прибыль;
Эффект цены, означающий, что увеличение объема производства приведет к снижению цены продукта и прибыли[8, с. 255]..
Если эффект объема производства больше чем эффект цены, олигополист будет увеличивать предложение товара. Каждый олигополист, принимая объемы производства других фирм, как данные, увеличивает объем выпуска продукции до тех пор, пока эти два предельных эффекта не уравновесятся.
Оценивая эффективность олигополии в сравнении с ситуацией совершенной конкуренции, можно констатировать, что цена продажи продукции у олигополистов выше, а объем производства – ниже. Кроме того, олигополия не достигает эффективности ни производства, ни размещения ресурсов. Производство олигополиста происходит в точке, в которой цена превышает предельные издержки, а объем продукции находится ниже уровня, при котором средние общие издержки минимальны . Поэтому можно сказать, что чем выше цена и меньше объем производства, тем больше общественная неэффективность олигополии. Если предположить простейшую модель рыночного спроса: P=a-b*Q, где P- цена товара,Q- объем его производства всеми фирмами на рынке,a- максимально возможная цена товара, при которой объем спроса стремится к нулю,b – наклон кривой спроса, то все многообразие параметров равновесия на олигопольных рынках можно представить в порядке повышения общественного благосостояния (таблица 3.1). Самой низкой является общественная эффективность олигополии в кооперативных моделях, когда фирмы действуют как единая монополия, а самой высокой в модели Бертрана, т.е. при некооперативной игре с одновременным установлением цен. [7, c.153-154].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Олигополия является самой распространённой формой рыночной структуры. Признаками олигополии являются: немногочисленность участников конкуренции; размеры фирм в отрасли настолько велики, что объем производства каждой может влиять на отраслевое предложение; олигополии могут производить как однородные ,так и дифференцированные продукты; вход в отрасль крайне ограничен различными барьерами, т.е. доступ к рынку новым продавцам затруднен; спрос на продукцию при олигополии очень похож на спрос при монополии.
Выбор модели взаимодействия фирм-олигополистов на отраслевом рынке зависит от многих факторов. Экспериментальное моделирование показало, что, во-первых, выбор модели поведения фирм зависит от их численности. В условиях дуополии практически неизбежным становится сговор. Взаимодействие в модели с ограниченным числом участников чаще всего заканчивается результатами, близкими к равновесию Курно. Во-вторых, существенную роль в выборе модели поведения имеет критерий, используемый собственником для поощрения руководителей фирм. Когда контрактные отношения предусматривают применение собственником штрафных санкций за увеличения объема продаж, будет формироваться модель взаимодействия фирм, максимально отличающаяся от модели Бертрана, а объемы продаж будут выбираться с учетом поддержания заданности цен и прибылей. Если же в качестве критерия оценки работы и поощрения высшего менеджмента принимается объем продаж, то фирмы будут склонны к модели взаимодействия по Бертрану. Причем в такую модель взаимодействия будут вовлечены даже те фирмы, где система поощрения строится на основе иных критериев.
1. Экономическая теория. Макроэкономика: учебник/ проф., д-ра экон. наук Г.П. Журавлевой. 2-е изд., испр. и доп. Москва: «Дашков и К», 2006. 934с.
2. Микроэкономика: учеб.пособие /А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Н.Н. Сухарева; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. Минск: БГЭУ,2007. 415с.
3. Микроэкономика: учеб.пособие/ В.А. Воробьев, А.В. Бондарь, Л.Н. Новикова [и др.]; под ред. В.А. Воробьева. Минск: БГЭУ,2011. 239с.
4. Микроэкономика: учебное пособие/ С.А. Константинов, В.А. Воробьев, Л.В. Пакуш, А.М. Филипцов и др. Астана: Фолиант, 2006. 520с.
5. Микроэкономика: учебное пособие для студентов экономических специальностей учреждений высшего с/х образования/ С.А. Константинов [и др.]; под ред. С.А. Константинова. Минск: ИВЦ Минфина, 2007. 369с
6. Микроэкономика: курс интенсивной подгот./ И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. Минск: ТетраСистемс
7. Микроэкономика: учебник/ И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. Минск: ТетраСистемс, 2010. 448с.
8. Микроэкономика: учеб.пособие/ М.И. Плотницкий [и др.]; под ред. М.И. Ноздрина - Плотницкого. Минск: Современная школа, 2011. 384с.
9. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов/ Р.М. Нуреев. 2-е изд., изм. Москва: Издательство НОРМА, 2002. 572 с.
10. Пиндайк, Р. Микроэкономика. /Р. Пиндайк, Д. Рабинфельд. Пер. с англ. СПб.: Питер, 2002. 608 с.
11. Райзберг, Б.А. Экономическая энциклопедия./Б.А. Райзберг. Москва: АОЗТ «Нефтехиминвест», 2007. 688 с.
12. Сафрончук, М.В. Микроэкономика. Курс лекций/ М.В. Сафончук. Москва: Изд-во Эксмо, 2005. 256с..
13. Селищев, А.С. Макроэкономика. 2-е изд./ А.С. Селищев. СПб.: Питер, 2003. 448с.