1 Виды розничной торговой сети, их характеристика
2 Органы руководства в торговле, их функции
Список использованных источников
1 Виды розничной торговой сети, их характеристика
При любой социально-экономической системе торговля, в том числе розничная, должна играть весьма заметную роль в осуществлении экономической политики государства. Однако степень воздействия на эти и другие показатели обусловливается в значительной мере уровнем её собственного развития, и, следовательно, имеющейся реальной возможностью решать стоящие перед торговлей социально-экономические задачи.
Процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети, составляющей основу материально-технической базы торговли и представляющей собой совокупность торговых предприятий [2, с. 36].
Согласно Закону Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» торговая сеть – два и более стационарных торговых объекта, которые принадлежат на законном основании одному субъекту торговли либо группе лиц или в которых осуществляется деятельность несколькими субъектами торговли с использованием одного средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг, в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) [4].
Розничная торговая сеть составляет основу инфраструктуры товарного рынка и являет собой совокупность торговых и других предприятий, предпринимателей – владельцев объектов розничной торговли.
Под торговым предприятием понимают имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг
торговли [1, с. 12].
Согласно Закону Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» торговый объект – капитальное строение (здание, сооружение) или его часть (части) либо временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением) или его частью, оснащенные торговым оборудованием, предназначенным для продажи товаров, а также передвижные средства развозной и разносной торговли [4].
2 Органы руководства в торговле, их функции
Торговля как отрасль народного хозяйства нуждается в наличии постоянно действующих систем контроля, что позволяет ей развивать свою деятельность в рамках закона экономической политики государства и при этом учитывать интересы потребителей.
Контроль за сферой торговли заключается в надзоре за выполнением законов и установленных правил и в первую очередь в области защиты прав потребителей; в надзоре за соблюдением требований законодательных актов, регулирующих отношения между государством и коммерческой структурой, включая налоговое, антимонопольное, таможенное, санитарно-эпидемиологическое, противопожарное и другое законодательство [2, с. 140].
Различают государственный, ведомственный и общественный контроль за деятельностью торговых организаций и предприятий [2, с. 140].
В пределах конституции законов Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь являются высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти, обеспечивает проведение единой государственной политики в торговой сфере деятельности.
Белорусское законодательство в достаточной мере регулирует деятельность в сфере торговли, общепита, бытового обслуживания, защиты прав потребителей и рекламной деятельности
Министерство антимонопольного регулирования и торговли, и структурные подразделения облисполкомов и Минского горисполкома, районных (городских) исполкомов, осуществляющие государственно-властные полномочия, управление контроля потребительского рынка осуществляют контроль в области торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей, рекламной деятельности.
Они контролируют:
- соблюдение правил торговли;
- обоснованность плановых расчетов;
- контрольно-ревизионные функции;
- законность и необходимость хозяйственных операций, их документальное оформление;
- режимы работы;
- соблюдение ценовой дисциплины и т. д. [2, с. 141].
1. Асташонок, М. Л. Организация и технология торговли: учеб.-метод.пос. / М.Л. Асташонок. – Минск: УО МГПТК, 2012. – 69 с.
2. Виноградова, С. Н. Организация и технология торговли : учеб. издание / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова, С.П. Гурская. – Минск : Вышэйшая школа, 2009. – 464 с.
3. Грибанова, И. В. Организация и технология торговли: учеб. пособие / И. В. Грибанова, Н. В. Смирнова. – Минск: РИПО, 2011. – 204 с.
4. О государственном регулировании торговли и общественного питания: закон Респ. Беларусь от 08.01.2014 № 128-3 // Нац. реестр прав. актов Респ. Беларусь. – 2014. № 2/2126.
5. Платонов, В. Н. Организация и технология торговли: учебник / В. Н. Платонов. – Минск: БГЭУ, 2009. – 317 с.
6. Постановление Министерства торговли и антимонопольного регулирования Республики Беларусь от 26 июня 2014 г. № 25 «Об утверждении инструкции о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам».