1 Понятие внутриотраслевых конкурентов как конкурентной силы. Особенности их влияния на рынке
2. Способы вхождения в зону прибыли. Факторы, влияющие на расширение зоны прибыли
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Понятие внутриотраслевых конкурентов как конкурентной силы. Особенности их влияния на рынке
Внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция между представителями одной отрасли, производящими аналогичные товары и услуги, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по иене, качеству, ассортименту. Она может осуществляться в двух основных формах; а) предметная и б) видовая конкуренция.
Предметная конкуренция осуществляется между фирмами, выпускающими идентичные товары, которые различаются лишь качеством изготовления или даже не отличаются по качеству. Эта ситуация характерна для большинства отраслей по производству потребительских товаров.
Видовая конкуренция осуществляется между предприятиями, выпускающими товары одного вида (т.е. предназначенными для одной и той же цели), но различающиеся каким-то существенно важным параметром. Примером могут служить автомобили одного класса с различными по мощности двигателями. Видовая конкуренция менее интенсивна, чем предметная.
Интенсивность конкуренции может колебаться от мирного сосуществования до жестких и грубых способов выживания из отрасли. Наиболее сильно проявляет себя конкуренция в отраслях, для которых характерны:
- большое число конкурентов;
- однородность выпускаемых товаров;
- наличие барьеров снижения издержек, например стабильно высокие постоянные затраты;
- высокие выходные барьеры (когда фирма не может выйти из отрасли, не понеся при этом значительных убытков);
- зрелость, насыщенность рынков (эта ситуация сегодня характерна для мирового компьютерного рынка, столкнувшегося с насыщением потребностей покупателей).
Интенсивность конкуренции резко различается на разных рынках. В одних отраслях почти все компании получают высокие прибыли, для других же - типичны убытки, и лишь отдельные фирмы оказываются способны избежать их. Соответственно, в благополучных отраслях конкуренция носит относительно мягкий характер. Напротив, в неблагополучных отраслях идет ожесточенная борьба, нацеленная на полное вытеснение конкурентов с рынка, ибо для каждой из фирм победа над соперниками - это вопрос жизни и смерти.
2. Способы вхождения в зону прибыли. Факторы, влияющие на расширение зоны прибыли
Формирование портфеля организации, ставящей некоторые инновационные цели развития и потому считающейся инновационной, - это прежде всего выбор зоны прибыли, так как в настоящее время в бизнесе прибыльность - проблема номер один.
Цель развития компании - оказаться в зоне прибыли и как можно дольше действовать в ней, чтобы наращивать стоимость компании. Именно прибыль определяет акционерную стоимость компании. В работах специалистов раскрывается механизм получения такой прибыли.
Две базовые идеи, доминировавшие в прежнем экономическом мире, - рыночная доля и рост масштабов деятельности, в настоящее время стали для бизнеса наиболее опасными. Они быстро ведут к бесприбыльным зонам.
В таких быстро растущих отраслях, как производство персональных компьютеров, потребительской электроники, телекоммуникаций, программного обеспечения, появилось много компаний, которые стали бесприбыльными. В то же время отдельные отрасли, не имеющие роста или имеющие низкий рост, демонстрируют наиболее успешную структуру бизнеса. Таковы компании "Дженерал Электрик", швейцарская компания "SMH" ("Swatch"), действующая в часовой промышленности. Основные направления их бизнеса относятся к категории с низкими темпами роста [8, с. 56-59].
Построение механизма вхождения в зону прибыли — это процесс творческий, но в нем присутствуют одни и те же составляющие:
- потребители и их структура;
- потребности потребителей и их приоритет;
- комплексное представление продукта;
- цепочка ценности;
- зоны прибыли;
- способы получения прибыли или способы вхождения в зону прибыли.
Способ получения прибыли зачастую связан со схемой дифференциации, с изменением потребностей.
Новаторы бизнеса, являясь творческими личностями и мастерами мышления, ориентированного на потребителей, первыми выявляют изменения приоритетов потребителей и на этой основе создают способ получения прибыли и перепрофилируют свой бизнес.
1. Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития Учеб. пособие / Под ред. В. М. Аньшина, А. А. Дагаева. — 3-е изд., перераб., доп. — М.: Дело, 2007. — 584 с.
2. Баранчеев В.П. Маркетинг инноваций (радикальные и подрывные инновации - хайтек-маркетинг) Учебник - М.: ООО фирма «Благовест-В», 2007 г. - 232 с.
3. Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организациях Учеб. пособие по специальности «Менеджмент организации». — 3-е изд., стер. — М.: Омега-Л, 2009. — 415 с.
4. Войтов, И.А. Об инновационном развитии Республики Беларусь / И.А. Войтов // Проблемы управления. - №2. – 2010. – С. 59-64.
5. Михайлова-Станюта, И. Инновационная природа экономического роста / И. Михайлова-Станюта, К. Холмецкий // Наука и инновации. – 2010. - №2. – С. 42-44.
6. Наука и инновации [Электронный ресурс] / Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. – 2012. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C21100669&p2={NRPA}.- Дата доступа: 07.11.2016.
7. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: сб. науч. ст. / НАН Беларуси. – Минск, 2012. – 157 с.
8. Сливотски, А. Маркетинг со скоростью мысли / А. Сливотски, Д. Моррисон. – М.: „ЭКСМО-Пресс“, 2012 г.- 448 с.