Тема: Недвижимость государственного собственника
Введение
1 Нормативно-правовая и методическая база управления недвижимостью
2 Цели и механизмы управления недвижимостью
3 Схема управления недвижимостью
4 Контроль за эффективностью использования недвижимости
Заключение
Список использованных источников
Введение
В настоящие дни задача по созданию эффективной системы по управлению и распоряжению государственной и частной собственностью до сих пор не решена.
Управление включает в себя два уровня организационного влияния на общество: политическое управление – формирование стратегии развития в политическом курсе и механизм принятия политических решений, а также разработка государственной политики и государственных программ по всем приоритетным направлениям государственного развития; административно-государственное управление – реализация государственной политики и решение повседневных, оперативных задач, осуществляемое государственными служащими.
1 Нормативно-правовая и методическая база управления недвижимостью
В Республике Беларусь осуществляются процессы рыночных преобразований. Изменения, происходящие в экономической жизни страны, способствуют появлению новых рынков и совершенствованию механизмов регулирования экономики. Для углубления рыночных отношений и создания информационного общества наиболее значимым является информационный ресурс.
В качестве базового актива любого государства выступает недвижимость, которая, с одной стороны, представляет собой стратегический ресурс государства, удовлетворяющий его фискальным интересам, а с другой — материальный ресурс предприятия, используемый для производства товаров и услуг, способствующий получению дохода [1, c. 31].
2 Цели и механизмы управления недвижимостью
В сложившейся социально - экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики.
Усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве страны.
В настоящий момент ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью [11, c. 41]
3 Схема управления недвижимостью
Объект управления – отдельные здания различного назначения и имущественные комплексы предприятий всех форм собственности, весь жилой фонд страны или региона, земельный фонд, лесной фонд и др.
Субъектами управления являются все участники отношений в сфере недвижимости: собственники, владельцы и пользователи, арендаторы, инвесторы, профессиональные посредники (риелторы), уполномоченные государственные органы и организации инфраструктуры [1, c. 105].
На рисунке 3.1 представлена история и структура государственной собственности Республики Беларусь.
4 Контроль за эффективностью использования недвижимости
Применительно к управлению государственной собственностью функции контроля имеют две основные цели:
– обеспечение объективной обратной связи в системе управления государственными финансовыми и материальными ресурсами общества;
– реализация прав граждан и организаций на получение достоверной информации об использовании государственных средств и материальных ресурсов общества [7, c 101].
В процессе контроля управления государственной собственностью для достижения указанных целей должны решаться следующие задачи:
– проверка соблюдения принципов законности, эффективности и экономии в использовании финансовых и материальных ресурсов;
– выявление отклонений в использовании финансовых и материальных ресурсов.
Заключение
В качестве базового актива любого государства выступает недвижимость, которая представляет собой стратегический ресурс государства, удовлетворяющий его фискальным интересам, и материальный ресурс предприятия, используемый для производства товаров и услуг, который способствует получению дохода.
Согласно Указу Президента Республики Беларусь «О порядке распоряжения государственным имуществом в Республике Беларусь»:
По решению Совета Министров Республики Беларусь осуществлять приобретение в собственность Республики Беларусь безвозмездно, в том числе из коммунальной собственности, предприятий, зданий, сооружений, помещений, незавершенных строений, акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ (товариществ); передачу без перехода права собственности предприятий, находящихся в собственности Республики Беларусь; сдачу в аренду предприятий, находящихся в собственности Республики Беларусь.
1. Асаул А.Н. Экономика недвижимости / А.Н. Асаул. – СПб.: Питер, 2014. –308 с.
2. Балабанов И.Т. Экономика недвижимости / И.Т. Балабанов. — М.: Питер, 2011. – 412 с.
3. Долженков А.Регулирование оценочной деятельности в Республике Беларусь / А. Долженков, Н. Милошевич // Земля Беларуси. — 2011. — № 3. – 51.
4. О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним: Закон Респ. Беларусь, 22 июля 2002 г., № 133-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.07.2008 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2008.
5. О порядке распоряжения государственным имуществом в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, 4 июля 2012 г., № 294: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 24.06.2014 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
6. О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 19 января 1993 г., № 2103-ХII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 05.17.2008 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
7. Оценка бизнеса: учеб. для вузов / А.Г. Грязнова и др.; под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2015. –610 c.
8. Положение об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 13 окт. 2006 г., № 615: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 23.01.2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2009.
9. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб.пособие / под общ.ред. В.И. Боресевича, Г.А. Кандауровой. – Мн.: Экоперспектива, 2011. – 380 с.
10. Ракова Е.Ю Приватизация в Республике Беларусь, цели, методы, результаты / Е.Ю. Ракова // БЭЖ. – 2012. – №3. – С.34-37.
11. Экономическая теория / Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. – Мн.: БГЭУ, 2013. – 752 с.