Введение
Сегодня происходит ускоренное вторжение информационных технологий во все сферы жизни человека, объединение информационных потоков, процессов, систем связи и средств массовой информации, ранее развивающихся независимо, таких как, почта, телефония, телевидение, радио, пресса, базы данных, космическая связь, телекоммуникации, Интернет, появление новых неожиданных применений и пр. Виртуальное информационное пространство становится все более реальным, в него вовлекаются все больше пользователей за счет массового распространения устройств доступа и каналов связи, комфортного интерфейса и сервисов. Техническим и технологическим базисом масштабной информатизация общества являются успехи в микроэлектронике, в разработке микропроцессоров, элементов и систем хранения данных, в развитии телекоммуникационных систем, методов передачи и обработки информации, web- технологий. Но за сегодняшним бурным всплеском информационных технологий лежит длительная история развития человеческого общества и, в первую очередь, компьютерной техники. Первые компьютеры – электронные вычислительные машины – предназначались для расчетов – баллистических и физических. Осознание того, что компьютеры можно применять для переработки информации, пришло значительно позже, при создании автоматизированных систем управления.
Информационные технологии
Определение информационных технологий
Информационные технологии требуют наукоемкой техники и математического обеспечения, больших первоначальных затрат, сложной подготовки и сопровождения. Известно определение информационных технологий, принятое ЮНЕСКО (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) [1] – ИТ это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих:
• методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации в различных предметных областях;
• компьютерную технику, методы ее организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием;
• практические приложения компьютерной техники и связанные социальные, экономические и культурные проблемы.
Малый бизнес
Малый бизнес (МБ) — важнейший сектор современной рыночной экономики. Предприятия малого бизнеса в экономически развитых странах мира создают более 50 % валового внутреннего продукта и предоставляют от 50 % до 70 % от общего числа рабочих мест.
В силу своей массовости малый бизнес выступает одним из важнейших потребителей компьютерных средств и технологий. Большая потенциальная емкость рынка сбыта информационных технологий (ИТ) стимулирует производителей разрабатывать специализированные продукты, учитывающие специфику деятельности и особенности использования информационных технологий этой категорией субъектов экономики.
Основные отличительные особенности МБ обусловлены «малым» масштабом деятельности каждого конкретного предприятия этого сектора и ограниченностью располагаемых им материальных, трудовых и финансовых ресурсов («ресурс бедности») [2, с. 62].
Факторы повышения эффективности малого бизнеса
Важнейшим фактором повышения эффективности предприятий малого бизнеса является улучшение управления.
Совершенствование форм и методов управления на предприятиях малого бизнеса возможно с помощью внедрения современных информационных технологий которые помогаю наиболее эффективно анализировать, прогнозировать и принимать управленческие решений в сфере малого бизнеса.
В условиях быстро возрастающего применения компьютерной техники во всех отраслях деятельности малого бизнеса необходимо отметить роль штрихового кодирования в повышении эффективности торговли, производства, транспорта. Этот способ позволяет практически одновременно следить за состоянием спроса, потребительскими предпочтениями, динамикой движения товаров и изменениями структуры наличия товаров и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. А в силу динамичности сегодняшнего рынка, штриховое кодирование стало одним из основных условий коммерческого успеха.
Заключение
Изменения, происходящие в деловом мире в последние десятилетия, характеризуются постоянным ужесточением конкуренции. Стремление компаний выжить и преуспеть в новых условиях приводит к целенаправленным попыткам применения современных информационных технологий для получения долгосрочного конкурентного преимущества. В глобальном информационном сообществе, где информация передается через киберпространство практически без ограничений по объемам, расстоянию и скорости, увеличивается зависимость компаний от используемой ими информации и систем, предоставляющих эту информацию.
Большинство предприятий малого и среднего бизнеса пока не готовы к комплексным проектам по автоматизации бизнес-процессов. В первую очередь это касается использования управленческого ПО. Малые предприятия зачастую предпочитают автоматизировать только бухгалтерию и учет продукции. Между тем, лоскутная автоматизация означает необходимость проведения интеграции большого количества локальных программ. А это влечет за собой много негативных последствий: увеличиваются сроки и стоимость выполнения работ по проекту, уменьшается быстродействие полученной в итоге системы, существенно увеличиваются затраты предприятия на поддержание полученной системы в работоспособном состоянии. Такая ситуация для предприятия с небольшим бюджетом недопустима.