Задание 1: Раскройте понятие следственного действия - допроса, его цели и виды. Укажите особенности подготовительного этапа его проведения, стадии рабочего этапа, тактические приемы, применяемые на рабочем этапе и особенности процессуального закрепления результатов допроса.
Задание 2: Задержанный и допрошенный в качестве подозреваемого в совершении разбойного нападения Митяев, дал признательные показания в отношении совершенного им преступления и показал, что складной нож, которым он угрожал потерпевшей Ладыгиной, был им выброшен при выходе из парка.
Какое следственное действие необходимо провести? Какова тактика его проведения?
Задание 3: 13 июля в Московский РОВД г. Минска обратилась 16-летняя Симонова с заявлением об изнасиловании. Она сообщила, что накануне, около 21 часа к ней в парке подошли двое молодых парней, чуть старше ее по возрасту, и предложили с ними погулять. Она отказалась. Тогда они подхватили ее под руки и, угрожая ножом, отвели в глубь парка. Там ее молодые люди раздели и по очереди вступили с ней в половую связь. Она пыталась вырвать, но не кричала, так как сильно испугалась.
Выдвиньте версии общие и частные. Решите вопрос о возбуждении уголовного дела. Составьте план расследования.
Список использованных источников
Задание 1. Раскройте понятие следственного действия - допроса, его цели и виды. Укажите особенности подготовительного этапа его проведения, стадии рабочего этапа, тактические приемы, применяемые на рабочем этапе и особенности процессуального закрепления результатов допроса. Допрос – это процесс получения показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для расследуемого дела.
Цель допроса заключается в получении полных и правдивых показаний.
Выделяют допросы:
- допрос взрослого;
- допрос несовершеннолетнего;
- допрос малолетнего.
По последовательности:
- первичные;
- повторные;
- дополнительные.
В зависимости от позиции, занимаемой допрашиваемого:
- допрос лица, дающего правдивые показания;
- допрос лица, дающего ложные показания.
Подготовка к допросу включает собирание исходных данных для допроса, его тактическое обеспечение, выбор момента и места допроса, определение способа вызова на допрос, его техническое обеспечение.
Исходные данные для допроса следователь черпает из материалов дела, оперативных источников, архивных уголовных дел. Он может запросить специально такие данные по месту работы или учебы допрашиваемого, если они касаются личности последнего и могут быть предметом допроса.
Задание 2. Задержанный и допрошенный в качестве подозреваемого в совершении разбойного нападения Митяев, дал признательные показания в отношении совершенного им преступления и показал, что складной нож, которым он угрожал потерпевшей Ладыгиной, был им выброшен при выходе из парка. Какое следственное действие необходимо провести? Какова тактика его проведения?
1. Осмотр места происшествия.
2. Подготовительный этап осмотра места происшествия:
- проверить готовность технических средств;
- необходимо предварительно изучить обстоятельства преступления (путем опроса);
- установить, производились ли действия по охране места его совершения (для выяснения - какие изменения, кем и с какой целью могли быть произведены до прибытия следственно- оперативной группы), в необходимых случаях удалить с места происшествия всех посторонних лиц;
- уточнить задачи, которые необходимо решить в ходе осмотра;
- наметить план своих действий, обеспечивающий выполнение поставленных задач, уточнить границы осмотра, последовательность действий по обнаружению, фиксации и изъятию следов и вещественных доказательств;
- согласовать данный план со следователем.
Рабочий этап осмотра места происшествия состоит из общего и детального осмотров. Общий осмотр начинается с осмотра места происшествия в целях:
- ориентировки;
- решения вопроса об исходной точке и способе осмотра;
- выбора позиции для производства ориентирующей и обзорной фотосъемки и осуществления ее до внесения изменений в обстановку места происшествия;
При осмотре места происшествия могут быть применены три основные способа:
- концентрический;
- эксцентрический;
- фронтальный.
Задание 3. 13 июля в Московский РОВД г. Минска обратилась 16-летняя Симонова с заявлением об изнасиловании. Она сообщила, что накануне, около 21 часа к ней в парке подошли двое молодых парней, чуть старше ее по возрасту, и предложили с ними погулять. Она отказалась. Тогда они подхватили ее под руки и, угрожая ножом, отвели в глубь парка. Там ее молодые люди раздели и по очереди вступили с ней в половую связь. Она пыталась вырвать, но не кричала, так как сильно испугалась. Выдвиньте версии общие и частные. Решите вопрос о возбуждении уголовного дела. Составьте план расследования.
1. Версии
Общая: совершено изнасилование
Частная: совершено изнасилование Симоновой 13 июля около 21 часа в парке двумя молодыми людьми, чуть старше по возрасту Симоновой, которые подошли к ней в парке.
Уголовное дело должно быть возбуждено после совершения экспертиз по ч.2 ст.166 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
2. Перечень следственных действий с указанием конкретного числа исполнения и оперативно-розыскных мероприятий (в отдельном поручении следователя). При планировании назначения экспертиз, указать какие объекты направляются на исследование.
Следует провести следующие следственные действия:
- допрос потерпевшей (13.07)
Следует проводить в уединенной обстановке, в ходе него следует помочь преодолеть потерпевшей ее острое эмоционально-напряженное психическое состояние, обусловленное совершенным насильственным и иным сексуальным посягательством, естественный барьер стыдливости при изложении подробностей полового посягательства.
1. Бастрыкин, А.И. Криминалистика. Техника, тактика и методика расследования преступлений : науч.-практ. пособие / А.И. Бастрыкин. – СПб. : Проспект, 2011. – 408 с.
2. Григорович, В.Л. Общая теория криминалистики и криминалистическая техника : курс лекций / В.Л. Григорович. – Минск : Тетралит, 2014. – 304 с.
3. Криминалистика для следователей и дознавателей : науч.-практ. пособие / под общ. ред. А.В. Аничина. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 688с.
4. Криминалистика : учебник для студ. высш. учебн. заведений, обуч. по специальности "Юриспруденция" / Т.В. Аверьянова [и др.]. – Москва : Норма, Инфра-М, 2014. – 927 с.
5. Криминалистика: учебное пособие /А.В. Дулов [и др.]; под ред. А.В. Дулова. – Минск: ИП «Экоперспектива», 1998. – 415 с.
6. Подготовка и назначение судебных экспертиз: пособие для следователей, судей и экспертов /А.С. Рубис [и др.]; отв. ред. А.С. Рубис. – Минск: Харвест, 2006. – 320 с.
7. Руководство для следователей по ОМП : учеб.-практ. пособие / А.В. Головинов [и др.]; под ред. И.П. Попова [и др.]. – М.: Проспект, 2011. – 440 с.
8. Убийство : частные методики расследования : Курс лекций / А.М. Кустов [и др.]; под ред. А.М. Кустова. – М. : МОДЭК, 2010. – 880 с.
9. Усманов, У.А. Тактика допроса на предварительном следствии. Справочник / У.А. Усманов. – М.: ПРИОР, 2001. – 176 с.
10. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Республики Беларусь, 16 июля 1999 г., № 295-З: в ред. от 05.01.2015 // Эталон [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2015.
11. Шурухнов, Н.Г. Криминалистика: учебное пособие /Н.Г. Шурухнов. – М.: Юристъ, 2007. – 639 с.