Тема: Общие вопросы теории логопедагогики.
1. Объект, предмет, цель и задачи логопедагогики.
2. Методология логопедагогики.
3. Связь с другими науками.
4. Понятийно-категориальный аппарат логопедагогики.
5. Актуальные проблемы современной логопедагогики.
Задания.
Составить структурную схему связей логопедагогики с другими науками.
Подготовить микросообщение «Актуальные проблемы современной логопедагогики» по материалам периодической печати.
Тема: Психолого-педагогическая характеристика учащихся с тяжелыми нарушениями речи
1. Понятие «тяжелые нарушения речи».
2. Психологическая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи.
3. Педагогическая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи. Особенности учебной деятельности учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
4. Возможности обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированного и инклюзивного обучения и воспитания.
Задание. Дать определения понятиям «тяжелые нарушения речи», «дети с тяжелыми нарушениями речи».
Тема: Коррекционно-педагогический процесс как целостное явление.
1. Общие и специальные принципы обучения и воспитания учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.
2. Коррекционная направленность педагогического процесса.
3. Направления и средства коррекционно-педагогической работы.
Задание. Анализ нормативного документа «Образовательный стандарт. Специальное образование: основные нормативы и требования».
Тема: Научно-методические основы организации образовательной среды для детей с тяжелыми нарушениями речи.
1. Характеристика средовых ресурсов коррекционного обучения учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.
2. Отбор и модификация средовых ресурсов с учетом особенностей учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Задание. Составить схему «Средовые ресурсы обучения и воспитания детей нарушениями речи».
Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе
Тема: Содержание образования детей с тяжелыми нарушениями речи
1. Общая характеристика содержания образования
2. Структура учебной программы для учащихся с ТНР.
3. Учебные планы для учащихся с ТНР, их анализ и характеристика.
4. Проектирование и моделирование заданий для учащихся с ТНР с использованием учебников для специальных общеобразовательных школ.
5. Совершенствование содержания образования детей с тяжелыми нарушениями речи.
Задания.
Проанализировать структуру учебной программы для специальной общеобразовательной школы (предмет по выбору)
Проанализировать учебные планы для учащихся с ТНР.
Выделить направления совершенствования содержания образования детей с тяжелыми нарушениями речи.
Тема: Методы и технологии обучения и воспитания учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
1. Характеристика системы методов воспитания, обучения.
2. Коррекционная направленность в применении методов обучения.
3. Информационные, практически-действенные и стимулирующие методы воспитания и их реализация в работе с детьми, имеющими ТНР.
4. Принципы и критерии выбора методов и приёмов воспитания, обучения детей с ТНР.
5. Проблемы выбора и особенностей использования педагогических технологий в обучении, воспитании детей с ТНР.
Задания:
Подготовить микросообщение «Современные педагогические технологии в обучении и воспитании детей с ТНР» (описать 1 технологию-на выбор).
Представить один из методов обучения или воспитания учащихся с ТНР, показать специфику его использования в работе с детьми с ТНР.
Тема: Средства обучения и воспитания учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
1. Средства обеспечения учебного процесса.
2. Особенности использования средств обучения и воспитания в коррекционно-педагогическом процессе с учащимися с тяжелыми нарушениями речи.
3. Дидактические требования к использованию средств обучения и воспитания в образовательном процессе.
4. Проектирование и моделирование заданий для учащихся с ТНР с использованием средств обучения на материале учебников для специальных общеобразовательных школ.
Задания:
Составить опорные схемы «Средства обучения и воспитания учащихся с ТНР».
Тема: Формы организации воспитания и обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
1. Коррекционная направленность уроков в специальной общеобразовательной школе для детей с ТНР, их задачи.
2. Подготовка учителя к уроку с учащимися с ТНР.
3. Технология анализа и самоанализа урока в специальной общеобразовательной школе для детей с ТНР.
4. Формы организации воспитания, обучения учащихся с ТНР.
Задания:
Представить одну из форм организации воспитания или обучения учащихся с ТНР, показать специфику ее использования.
Тема: Профессиональная деятельность и личность учителя.
1. Мотивация выбора специальности учителя
2. Соблюдение принципов деонтологии.
3. Самообразование учителя.
4. Междисциплинарное взаимодействие специалистов и родителей в процессе образования учащихся с ТНР.
5. Формы и методы работы учителя с семьей.
6. Проблема развития личности учителя в системе педагогического образования.
Задания:
Разработать опорную схему «Формы и методы работы учителя с семьей младшего школьника с ТНР».
1. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. - Т.2 - М.: Академия, 2008. – С.31-43.
2. Бут, Т. Показатели инклюзии. Практическое пособие / Т. Бут, М. Эйнскоу; под ред. М. Вогана; пер. с англ. И. Аникеев. – М.: РООИ «Перспектива», 2007.
3. Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь // Спецыяльная адукацыя. – 2015. – № 5. – С. 3–10.
4. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. - Т.2 - М.: Академия,2008.С.34-36.
5. Зайцев, И.С. Профилактика и коррекция социальной дезадаптации детей и подростков с тяжелыми нарушениями речи / И.С. Зайцев – Минск: АПО, 2010.
6. Колповская, И. К. Педагогическое изучение учащихся в школе V вида для детей с детьми с тяжелыми нарушениями речи // Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под обш. ред. проф. Г.В.Чиркиной. – 3-е изд.,доп. – М.: АРКТИ, 2003. – С.131-146.
7. Варенова Т. В. Теория и практика коррекционной педагогики. Мн.: Асар, 2007.
8. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. - Т.2 - М.: Академия, 2008. – С.225-232.
9. Образовательный стандарт. Специальное образование: основные нормативы и требования. – Минск, 2010. – 28 с.
10. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. М., 1999.
11. Баль Н.Н. Средовые ресурсы обучения и воспитания детей с нарушениями речи // Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития: материалы научно-практической конференции, посвящённой 10-летию МГПУ. Том 2. М.: МГПУ, 2005.
12. Гаркуша Ю.Ф. Специальные преобразования педагогического пространства как стратегия воспитания детей с нарушениями речи // Ребенок: раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М.; Воронеж, 2001.
13. Организация образовательной среды для детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения: учеб.-метод. Пособие /С.Е. Гайдукевич [и др.]; под общ. ред. С.Е. Гайдукевич, В.В. Чечета. Минск: БГПУ, 2006.
14. Григорьева Т.А., Матвеева О.Р. Методические рекомендации по созданию учебно-методических комплексов для специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с задержкой психического развития. Мн., 2001.
15. Образовательный стандарт. Специальное образование: основные нормативы и требования. – Минск, 2010. – 28 с.
16. Специальная педагогика: в 3 т.: учеб. пособие / Под ред. Н.М. Назаровой. – Т.3 Педагогические системы специального образования / Н.М. Назарова, Л.И. Аксенова, Л.В. Андреева и др. – М.: Академия, 2008.
17. Педагогические технологии в специальном образовании / Под ред. А.М. Змушко. – Мн.: НИО, 2006. – 110 с.
18. Организация образовательной среды для детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения: учеб.-метод. Пособие /С.Е. Гайдукевич [и др.]; под общ. ред. С.Е. Гайдукевич, В.В. Чечета. Минск: БГПУ, 2006.
19. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. - Т.2 -М.: Академия, 2008. – С.301-317 .
20. Варенова Т. В. Теория и практика коррекционной педагогики. Мн.: Асар, 2007.
21. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. - Т.2 -М.: Академия, 2008. – С.243-256.
22. Примерная схема комплексного анализа урока (ЭУМК, вспомогательный блок).
23.Черкасова, Е.Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста: изучение, диагностика, развитие / Е.Л. Черкасова – М.: Книголюб, 2011.
24. Логинова, И.Н. Формирование профессионально-педагогического общения учителей-дефектологов / И.Н. Логинова, Н.В. Дроздова // Дэфекталогiя. – 2002. – № 3. – С. 92-105.
25. Семейное воспитание детей с нарушениями речи: учеб.-метод. пособие / авт.– сост. Н.В. Дроздова. – Минск: БГПУ, 2006 . – 40 с.