1. Основные типы коллизионных привязок
2. Деятельность нотариата в области гражданских правоотношений с иностранным элементом
Задача
Список литературы
1. Основные типы коллизионных привязок
Классификация коллизионных норм осуществляется по широко известным типам формул прикрепления.
В законодательстве, международных договорах и практике различных государств применяются различные коллизионные привязки (коллизионные формулы прикрепления), имеющие обычно латинские обозначения.
Рассмотрим наиболее распространенные коллизионные привязки и отношения, к которым они применяются.
• Личный закон физического лица (lex personalis) (lex patriae) (lex domicilii).
Личный закон физического лица – один из распространенных коллизионных принципов, применяемый для выбора права при регулировании отношений, возникающих в связи с право-, дееспособностью физических лиц, их гражданско-правовым статусом, в брачно-семейных, наследственных отношениях.
Личный закон существует в двух разновидностях: закон гражданства (lex patriae) и закон места жительства (lex domicilii).
Формула отсылки к закону гражданства свойственна законодательству и праву стран континентальной правовой системы, закон места жительства – стран англосаксонской системы права.
2. Деятельность нотариата в области гражданских правоотношений с иностранным элементом
Для обеспечения прав и защиты интересов белорусских граждан и организаций за рубежом, также как и для реализации прав иностранных граждан и юридических лиц в Республике Беларусь, существенное значение имеет деятельность нотариата. Развитие отношений, регулируемых нормами международного частного права, привело в последние годы к значительному расширению объема нотариальных действий.
Задача
МТЗ заключил с литовской стороной – пароходством (как посредником) договор о поставке тракторов в Анголу. В контракте указывалось, что спор будет рассмотрен в МАС (Беларусь), но при этом не оговаривалось применимое право. Поставка продукции будет осуществляться на условиях СИФ (Инкотермс – 2000) – морская перевозка.
МТЗ обратился в МАС с иском к пароходству, в котором указал, что товар был упакован, как того требуют условия франко-завод (железная дорога). Трактора везли морем и они прибыли в конечный пункт в непригодном состоянии.
Подлежат ли требования МТЗ удовлетворению?
Решение
Термин СИФ или «Стоимость, страхование и фрахт» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, НО риск потери или повреждения товара, как и любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя.
1. Акимов, Н. Н. Международное право: курс лекций / Н. Н. Акимов, М. Л. Чудаева. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 371 с.
2. Байбороша, Н.С. Классические типы коллизионных привязок / Н.С. Байбороша. – Журнал международного права и международных отношений. – 2011. – №4.
3. О нотариате и нотариальной деятельности: Закон Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. № 305-З / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2016. – №355-3, 2/2353.