Введение
1. Понятия и системы электронного бизнеса
2. Классификация основных видов электронного бизнеса
3. Уровни интеграции электронного бизнеса
4. Аутсорсинг программного обеспечения на примере бизнес-платформы IBA Group
5. Применение систем электронного бизнеса на практике в крупнейших организациях Республики Беларусь
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Современные достижения в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий привели к стремительному росту экономической деятельности, называемой «электронной торговлей (коммерцией)» или электронным бизнесом. Распространяясь повсеместно и предлагая все более широкий ассортимент товаров и услуг, электронный бизнес становится инструментом интеграции отдельных лиц, предприятий, отраслей, государственных учреждений и государств в единое сообщество, внутри которого взаимодействие партнеров эффективно и беспрепятственно реализуется средствами информационных и телекоммуникационных технологий. Применение со-временных информационных технологий и систем коммуникаций (электронного обмена данными, сети Интернет, электронной почты, электронных платежей) способно вывести на качественно новый уровень все аспекты ведения бизнеса. Ежедневно разрабатываются и совершенствуются платформы для ведения бизнеса.
1. Понятия и системы электронного бизнеса
Электронный бизнес прежде всего можно определить как осуществление заказов, оплаты и поставок товаров и услуг с использованием стандартных для Интернет/Интернет технологий информационного обмена. Существенной особенностью, присущей сети Интернет, является автоматический режим работы информационных серверов (сайтов). Этот факт создает предпосылку для осуществления электронного бизнеса в ре-жиме круглосуточного функционирования. Таким образом может быть существенно увеличено число потенциальных клиентов – потребителей то-варов и услуг конкретного предприятия, ибо с учетом глобальности и экс-территориальности Интернет всегда найдутся клиенты, для которых имен-но сейчас разгар рабочего дня. В настоящее время и теоретики экономической науки, и практики, занимающейся конкретной экономической деятельностью, находятся в процессе осознания того, какие реальные проекты могут быть воплощены в рамках концепции электронного бизнеса [9, с. 216]. Также заинтересованно обсуждается вопрос о том, какими технологиями от ведущих поставщиков эта концепция реально поддерживается. Реальные процессы, связанные с экономической деятельностью в киберпространстве, оказались существенно сложнее, чем казалось в разгар бума электронной коммерции конца 90-х годов. Кризис большого количества фирм электронной коммерции (доткомов), разразившийся в 2000 году породил многочисленные пессимистические заявления.
2. Классификация основных видов электронного бизнеса
Электронная коммерция развивается в рамках двух основных моделей [6, с. 310]:
1. В2В (Business-to-Business)
2) В2С (Business-to-Customer)
Это соответствует следующим понятиям: «обслуживание юридическими лицами юридических лиц» и «обслуживание юридическими лицами физических лиц». За рубежом исторически первыми оказались модели электронной коммерции, относящиеся к категории В2С. В среду Интернета был перенесен привычный механизм МоТо-сделок (Mail Order-Telephone Order). Заказ покупателя производился путем заполнения формы на web-сайте продавца, оплата товара происходила по пластиковой карте. После этого товар доставлялся по почте или через курьерскую службу. На этом этапе развития электронной коммерции не было речи о каких-либо системах оплаты посредством Интернета [10, с. 132]. В западных странах доминируют коммерческие операции, оплачиваемые платежными карточками. Не получили сколько-нибудь широкого распространения схемы проведения платежей, построенных вокруг одного банка, в котором и продавец, и покупатели имеют собственные расчетные счета. Такие схемы называются «платежными системами». Доминирование платежных карточек в качестве средств расчетов в Интернете объясняется их широким распространением среди населения развитых стран. На сегодняшний день наиболее развитым рынком электронной коммерции является рынок США. Поэтому анализ накопленного опыта в сфере электронной коммерции будем вести преимущественно на примере данных США, а также стран Западной Европы. По мнению американских экспертов, существует восемь основных категорий коммерции, действующих в Интернете.
3. Уровни интеграции электронного бизнеса
Освоение Интернет в качестве платформы ведения электронного бизнеса всегда начинается с этапа обозначения собственного присутствия в киберпространстве. На первом этапе организация создает набор информационных страниц с данными, характеризующими направления деятельности организации: сведения о товарах и услугах, контактные адреса и телефоны и т.п. Иногда с такой страницей может быть связана некоторая внутренняя база данных организации (например, цен на товары), причем изменения в базе данных приводят к обновлению содержимого информационных страниц. На данном этапе Интернет используется как дополнительный рекламный канал и весь информационный поток направлен вовне организации [9, с. 330]. Более сложный этап требует организацию информационного потока извне. Соответствующий поток может содержать необходимые данные о состоянии рынка (опросы пользователей), а может быть формой экономического взаимодействия, например заполнением формы с заказом на то-вар. Выход на этот этап сулит более значимый экономический эффект, но для осуществления перехода организации необходимо преодолеть барьер безопасности. Необходимо выйти на уровень решений, допускающих взаимодействие внешних пользователей с внутренними структурами организации (как базами данных, так и с персоналом).
4. Аутсорсинг программного обеспечения на примере бизнес-платформы IBA Group
Термин «аутсорсинг» (outsourcing) происходит от английского outside resource using -- использование внешних ресурсов. В практике международного бизнеса под аутсорсингом понимают выполнение отдельных бизнес-функций (производственных, сервисных, информационных, финансовых, управленческих и пр.) внешней организацией, располагаю-щей необходимыми для этого ресурсами, на основе долгосрочного соглашения [9, с. 96]. Методология аутсорсинга отражается в отдельных организационных решениях, суть которых заключается в разделении всех бизнес-процессов на основные и вспомогательные и реализации вспомогательных, а иногда и основных бизнес-процессов силами сторонних организаций -- аутсорсеров. Цель применения аутсорсинга -- использование передовых бизнес-технологий и ноу-хау для завоевания и удержания конкурентных преимуществ во все более обостряющейся конкурентной борьбе. Экономическая сущность аутсорсинга состоит в построении системы отношений между организациями, передающими и принимающими на себя выполнение от-дельных видов деятельности на основе заключаемых долгосрочных соглашений. Практическим результатом применения аутсорсинга является возможность направлять собственные ресурсы организации на выполнение тех функций, которые составляют ее сильную сторону, на то, что организация умеет делать лучше других, предоставив внешнему исполнителю (аутсорсеру) те функции, которые он умеет выполнять лучше других. Тем самым организация может сосредоточить в своих руках новейшие достижения в области науки, техники и технологии, обеспечив максимальное удовлетворение ожиданий потребителя, максимальное соответствие требованиям рынка.
5. Применение систем электронного бизнеса на практике в крупнейших организациях Республики Беларусь
В настоящее время активно развиваются два параллельных процесса в области современных информационных технологий, которые получили название "электронного бизнеса" и "управления знаниями". Эти термины постоянно встречаются в компьютерной и деловой прессе, на различных конференциях. Но как в одном, так и в другом случае, мы все пока еще только пытаемся осознать, в какие реальные проекты они могут быть воплощены, и какими технологиями от ведущих поставщиков подкреплены [10, с. 136]. Электронная коммерция, под которой понимается использование информационных технологий для поддержки процессов покупки и продаж, является всего лишь небольшой частью более широкого понятия электронного бизнеса. Хотя в уже устойчивом словосочетании "электрон-ной бизнес" присутствует слово "бизнес", концепция применима не только к коммерческим организациям, поскольку государственные структуры во-влечены в сложные производственные цепочки в такой же степени как банки или промышленные организации.
Заключение
В данной работе были рассмотрены основные понятия и теоретические основы электронного бизнеса, его систем и моделей. Электронная коммерция, или электронный бизнес – это вид деловых операций и сделок, предусматривающих использование самых передовых информационных технологий и коммуникационных сред с целью обеспечения более высокой экономической эффективности по сравнению с традиционными видами коммерции. Она развивается в рамках двух основных моделей:
• В2В (обслуживание юридическими лицами юридических лиц);
• В2С (обслуживание юридическими лицами физических лиц).
Существует восемь основных категорий бизнеса, действующих в Интернете:
1) Крупные розничные торговые предприятия, продающие товары через Интернет;
2) Крупномасштабные универсальные Интернет - порталы, предоставляющие клиентам доступ к коммерческим услугам различных компаний, работающих в разных сегментах рынка, на своем web-пространстве;
3) Тематические порталы, предоставляющие доступ к услугам компаний, работающих в каком-то одном сегменте рынка;
4) Электронные аукционы, которые работают как «биржевые площадки»;
5) Коммерсанты торгующие продуктами, существующими в цифровой форме.
1. Голдовский И.М. Безопасность платежей в Интернете. - СПб: Питер, 2005. – 222с.
2. Елиферов, В.Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учеб-ник / В.Г. Елиферов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 319 c.
3. Инджинян Р.О. Мировые тенденции развития электронной коммерции в сфере финансовых услуг. // Деньги и кредит, №1, 2006. – 63-67с.
4. Кобелев О.А., Резго Г.Я., Скиба В.А. Электронная коммерция. Учебное пособие / Под ред. Пирогова С.В. – М.: Изд. Дом «Социальные отношения». Издательство «Перспектива», 2003. – 428с.
5. Крышкин, О. Настольная книга по внутреннему аудиту: Риски и бизнес-процессы. 3-е изд. / О. Крышкин. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 477 c.
6. Репин, В.В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление / В.В. Репин. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 512 c.
7. Ротер, М. Учитесь видеть бизнес-процессы: Построение карт потоков создания ценности. 4-е изд. / М. Ротер. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 136 c.
8. Холмогоров В. Интернет-маркетинг. Краткий курс. 2-е издание – СПб.: Питер, 2005. – 272с.
9. Чукарин, А.В. Бизнес-процессы и информационные технологии в управлении современной инфокоммуникационной компанией / А.В. Чукарин. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 512 c.
10. Эймор Д. Электронный бизнес: эволюция и/или революция. Пер. с англ.– М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 312с.
11. Официальный интернет-портал IBA [Электронный ресурс] / Информационный бизнес-портал Респ. Беларусь. – Минск, 2018. – Режим до-ступа: http://www.iba.by