В данной работе за объект исследования принимается аквапарк "Лебяжий". Территория аквапарка «Лебяжий» – берег водохранилища «Дрозды». Здесь тишина, кажется, оглушает, а многочисленная зелень насыщает кислородом и энергией. Именно такая природа укроет от городской суеты и поспособствует отдыху. Аквапарк - это центр досуга, представляющий собой комплекс бассейнов, водных горок и аттракционов, ресторанов и кафе, торговых галерей и уютных магазинчиков, рассчитанный на ежедневную круглогодичную эксплуатацию. Аквапарк, по сравнению с обычным плавательным бассейном, предлагает более комфортабельные условия, большее количество мел-кой воды, аттракционов и развлечений. Аквапарк является уникальным объектом по разнообразию интересов, которые он способен удовлетворить.
2. Характеристика контролируемых и неконтролируемых факторов, влияющих на реализацию маркетинга.
Анализ факторов внутренней и внешней среды позволяет принимать решения, обеспечивающие достижение поставленных целей. Для этого все факторы делят на контролируемые и неконтролируемые. К контролируемым факторам относятся главным образом факторы внутренней среды, которую составляют службы фирмы. К неконтролируемым – факторы внешней среды, которые следует учитывать, предвидеть и по возможности влиять на них. Это отношения с поставщиками, потребителями, конкурентами, посредниками. К неуправляемым факторам внешней среды относят: политические – законодательство в области торговли, требования к продукции по защите окружающей среды; экономические – инфляция, безработица, налоговая система, кредитные ставки, тарифы на услуги, доходы населения; природные – дефицит ресурсов и требования по ограничению их использования; демографические – снижение рождаемости, структура семьи, миграция населения; факторы культуры – организация досуга, спорта, туризма, условия жизни. К числу контролируемых факторов относятся те, которые управляются фирмой и ее сотрудниками по маркетингу. Ряд основных взаимосвязанных решений принимается высшим руководством. Затем эти решения конкретизируются руководством маркетинговых служб. В своем комплексе эти факторы образуют общую стратегию маркетинга.
3. Анализ внутренней и внешней среды маркетинга. SWОT-анализ.
Для проведения SWOT-анализа необходимо прежде всего выделить сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы изучаемого аквапарка.
Наиболее значимыми факторами, определяющими сильные стороны деятельности аквапарка, являются:
- квалификационный персонал;
- разнообразие услуг;
- присутствие гостиницы;
В свою очередь наиболее значимым факторам, определяющим слабые стороны для аквапарка «Лебяжий», является сезонность спроса на услуги.
Наиболее значимыми факторами, определяющими угрозы для аквапарка «Лебяжий», являются:
- быстрое появление новых конкурентов;
- потеря клиентов.
На основании выявленных проблем аквапарка необходимо выработать и сформулировать следующую корпоративную стратегию: повышение эффективности деятельности предприятия за счет совершенствования ассортимента предлагаемых услуг, активное расширение клиентской базы, за счет активной маркетинговой политики и рекламы продукции.
4. Разработка анкеты в целях изучения особенностей покупательского спроса.
1. Часто ли Вы посещаете аквапарк?
- да
- нет
2. В какое время Вам удобнее всего посещать аквапарк?
- утром с 09-00 до 13-00
- в обед с 13-00 до 16-00
-вечером с 16-00 до 20 -00
- позже 20-00
3. Какую максимальную сумму денег Вы готовы заплатить за абонемент в аквапарк?
- от 40 до 60 руб.
- от 60 до 80 руб.
- от 80 до 100 руб.
- от 100 руб. и выше
5. Особенности покупательского поведения.
Для данного вида товара характерно сглаживающее диссонанс покупательское поведение, проявляющееся при высокой степени вовлечения в процесс покупки и плохом знании марок аналогичных услуг. Высокая степень вовлечения основана на том, что покупка сама по себе рискованна, совершается весьма редко, а стоимость услуги высока. Покупатель постарается сравнить предлагаемый товар, но покупку совершит достаточно быстро исходя из уровня цены и сервиса данной торговой точки. Покупатель сначала делает покупку, затем у него формируются новые убеждения, после этого происходит установка. Специалисты по маркетингу должны разрабатывать стратегии, которые направлены на обеспечение потребителя информацией, чтобы после приобретения товара/услуги он остался довольным и полностью удовлетворенным. Для анализируемого объекта при выборе наиболее подходящего варианта отдыха для, например, аквапарк или просто бассейн, покупатель полностью вовлечён в процесс выбора аквапарка и в полной мере осознаёт различия между предлагаемыми услугами, однако не изучает марки, представляющие аналогичные услуги.
6. Сегментирование рынка
Для определения стратегии охвата рынка необходимо четко понимать, на какой сегмент рынка будет ориентирована продукция и услуги аквапарка «Лебяжий». Прежде чем воспользоваться каким-то одним видом стратегии, компания перед выходом на рынок должна решить следующие задачи:
1) определить количество охватываемых сегментов рынка;
2) разработать методику выбора наиболее выгодных сегментов;
3) подготовить стратегии охвата выбранных сегментов.
Если предполагается, что услуги аквапарка станут привлекательными всему населению, то оптимальным решением станет воспользоваться стратегией дифференцированного маркетинга, которая предполагает выбор нескольких сегментов и формирование для каждого своего предложения.
7. Позиционирование избранного товара на основе одного или нескольких признаков позиционирования.
Эффективное позиционирование услуг на рынке в настоящий момент является актуальной темой для многих компаний. Ввиду того, что сфера услуг пребывает на стадии активных изменений и повышенная конкуренция затрудняет продвижение услуг традиционными способами, к примеру с помощью рекламы, компании вынуждены искать новые способы позиционирования своей услуги на рынке. Один из самых эффективным методов позиционирования – это создание уникального торгового предложения. Затрагивает потребительские свойства услуги и ценовую политику. Услуга хороша тем, что для каждого клиента вы можете сделать ее уникальной, если точно определите потребности клиента и сформируете в его сознании соответствующий образ услуги. Изменив точку зрения, вы сможете изменить услугу и ее свойства. Поймав реальную нужду, вы сможете легко обосновать стоимость.
8. Характеристика ассортимента предприятия.
Предлагаемые услуги аквапарка "Лебяжий" характеризуются широтой и глубиной товарной номенклатуры. Данное заведение предлагает разнообразный ассортимент товарной номенклатуры - вы можете выбрать различные виды активного или даже экстремального отдыха, а можете наоборот воспользоваться услугами релакс-салона, посетить сауну, отдохнуть в номере отеля и подкрепиться в ресторане. И все это в одном комплексе. А отдельно, например, в категории услуг «бассейн», вы можете вы-брать бассейн с джакузи, глубокий, детский, с различными волнами и другие.
9. Определение конкурентоспособности товара
Для определения конкурентоспособности товара следует изучить ситуацию на рынке, проанализировать аспекты, связанные с конкуренцией на рынке, на котором был открыт аквапарк «Лебяжий». Основными конкурентами в данном сегменте являются: аквапарк в г.Жлобин и в г. Молодечно. SWOT-анализ конкурирующих предприятий позволяет сделать вы-вод, стоит ли выходить на рынок, имеется ли на рынке свободная рыночная ниша.
10. Описание товарной марки и товарного знака фирмы.
Каждое заведение, так или иначе, стремится увеличить объём продаж, да и конкуренция заставляет предпринимать какие-то действия. Владельцу любого бизнеса нужно сосредоточиться на том, что бы придало заведению неповторимость и оригинальность. Именно для этого создаётся фирменный стиль аквапарка. И первостепенное значение в данном моменте имеет раз-работка оптимального товарного знака. Товарный знак - условное обозначение или оригинальное художественное изображение, которое помещается на товарах, для которых он зарегистрирован, и (или) на их упаковке, а также эмблемах, значках, одежде обслуживающего персонала, фирменных пакетах, ярлыках, прикрепляемых к реализуемой продукции, с целью рекламы. Кроме того, он может использоваться в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках его владельца при переписке, размещаться на вывесках магазинов и кафе.
11. Обоснование выбранной ценовой стратегии с учётом позиционирования и факторов внешней среды.
Ставя задачу по ценообразованию, необходимо исходить из того, какая роль отводится цене в коммерческой деятельности аквапарка. Цена, как известно, выполняет ряд функций. Являясь важнейшим фактором в определении размера прибыли, цена, также, оказывает стимулирующее влияние на спрос. Другими словами, на этой стадии осмысливается назначение цены, вырабатывается ценовая политика предприятия, в основе которой лежат возможности предприятия - с одной стороны, и выявленный спрос на услуги аквапарка.
Определяя спрос услуги аквапарка, важно уделить внимание факто-рам, воздействующим на спрос. На цену услуг оказывают немалое влияние количество конкурентов, предпочтение покупателей и т.п. Основным фактором, влияющим на формирование цены, будет вы-ступать цена услуг у конкурентов. При этом не менее важным фактором является качество услуг конкурентов.
12. Характеристика каналов и методов стимулирования сбыта.
Сбыт продукции для предприятия важен по ряду причин: объем сбыта определяет другие показатели предприятия величину доходов, прибыль, уровень рентабельности; от сбыта зависят производство и материально-техническое обеспечение; в процессе сбыта окончательно определяется результат работы предприятия, направленный на расширение объемов деятельности и получение максимальной прибыли. Сбытовая политика - это комплекс всех мероприятий, осуществляемых после производства продукта и завершающийся eго продажей.