Введение
1. Изложите сущность классовой теории
2. Охарактеризуйте противоречия современного мира и политические средства их разрешения
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В первом вопросе раскроем понятие классовой структуры общества. В отечественной литературе при анализе проблем социального неравенства долгие годы применялась своя собственная терминология. Основными понятиями были: "социальная структура", "классовая структура", "социально-классовая структура", "общественные классы", "социальные отношения". Само понятие "социальная стратификация" отвергалось, хотя с 1970-х годов получило признание наличие социальных слоев как внутриклассовых компонент.
Структуру объекта характеризуют: количество составляющих, порядок их расположения и характер зависимости между ними. Такое понимание этой категории вполне оправданно и при изучении социальной структуры.
Структурный подход к обществу, то есть понимание его как целого, где части идентифицируются и получают значение через свои отношения с целым, представлен уже у Огюста Конта и Карла Маркса. Герберт Спенсер.
Общество рассматривается как система, в которой ее части определяются исходя из их функции или значения для целого.
Во втором вопросе изучим противоречия современного мира, политические средства их разрешения.
Социальные противоречия - это отношения между противоположностями в любом социальном явлении, образовании или обществе в целом. Они возникают в процессе развития прежде всего социальной сферы или сферы социальных отношений, выражающих противоположные или расходящиеся тенденции этого развития.
1. Изложите сущность классовой теории
Понятие "класс" происходит от латинского слова - classis, что означает разряд. Впервые деление людей на особые классы было произведено легендарным римским императором С.Туллием, жившим в VI в. до н.э. Население Рима было разделено на пять классов в соответствии с имущественным положением людей для удобства создания армии. Позже понятие "класс" получило широкое распространение. Этим понятием обозначаются большие группы людей, на которое разделилось общество в определенные периоды его истории. Различия между богатыми и бедными, борьба между ними как результат противоположности их интересов были очевидны уже для античных философов. Платон, а затем и Аристотель, признавая естественность деления людей на господствующих и подчиненных, видели в борьбе между ними причины многих исторических процессов.
Итак, факт существования классов был известен еще в античную эпоху. Но пока деление общества на классы было завуалировано сословными, кастовыми и иного рода делениями людей, исследователи не могли создать научную теорию возникновения и сущности классов. Это стало возможным тогда, когда развивающаяся буржуазия, сметая все сословные перегородки, возглавила борьбу масс против феодализма. Передовые мыслители эпохи французской буржуазной революции, отмечая деление общества на классы, пытались ответить на вопрос о том, в чем причина этого деления. Французские историки Ф.Гизо, О.Тьерри, О.Минье, обобщая опыт буржуазных революций, рассматривали историю европейских стран с XV века как проявление борьбы классов.
Широкое распространение в прошлом получила теория, согласно которой классы возникли в результате насилия одних людей над другими. Эту теорию развивали историки времен Реставрации, позже сторонником этой теории был Е.Дюринг. Сторонники теории насилия утверждали, что классы возникли в результате войн, в результате захвата и порабощения одних племен другими. Конечно и в период первобытного строя, и позднее происходили такого рода события, но само по себе насилие лишь ускоряло процесс расслоения общества, оно само было следствием, а не причиной появления классов [5, с. 57].
К. Маркс одним из первых высказал мысль о том, что общество имеет классовую природу. При этом разные системы характеризуются разными классами в зависимости от господствующего в них способа производства. Отношения между классами носят антагонистический (непримиримый) характер, поскольку один из них (эксплуататорский) господствует над другим (эксплуатируемым) и присваивает себе плоды его труда. Между классами возникает борьба, приводящая к смене системы и, как следствие, прогрессивному развитию общества.
2. Охарактеризуйте противоречия современного мира и политические средства их разрешения
Социальное противоречие - взаимодействие противоположных тенденций развития общественных явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития социальных процессов и их научного познания.
Социологическая трактовка позволяет рассматривать социальное противоречие как взаимодействие противоположных общественно значимых отношений, связанных с несовпадением интересов и целей различных социальных групп и слоев.
Социальное противоречие - непременное условие самодвижения и саморазвития социальной системы. Можно утверждать, что социальное противоречие возникают только посредством деятельности человека, развиваются и разрешаются также в результате его действий, так как общественная форма движения постоянно воспроизводится в предметно-материальной деятельности людей. Социальное противоречие всегда так или иначе выражает определенное общественное отношение, а значит, касается конкретных субъектов, которые оказываются включенными (непосредственно или опосредованно) в структуру этого противоречия. Субъектно-объектная ситуация, применительно к социальное противоречие возможна в различных вариантах: взаимные отношения субъектов в противоречии (по поводу экономических форм собственности, политической идеологии, межнациональных отношений и др.), сторонами которого они являются; отношение социального субъекта к предметно существующему противоречию как объекту его практической деятельности (заинтересованность в сохранении и развертывании одних противоречий при стремлении не допустить или устранить другие); внутрисубъектные отношения противоречия, обусловленные либо расчлененностью субъекта на фракции, либо его объективно существующим общественным статусом; отношение человечества (субъекта) к природе (объекту), нашедшее свое выражение в поисках устойчивого баланса между окружающей средой и процессами социального развития.
Социальное противоречие можно классифицировать по следующим критериям: социальное качество противоречия как общественного отношения; субъект - носитель противоречия; социальная сфера обнаружения противоречия; способ существования социального противоречия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, классовая структура общества – это большие группы людей, на которое разделилось общество в определенные периоды его истории. Различия между богатыми и бедными, борьба между ними как результат противоположности их интересов были очевидны уже для античных философов.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что социальные противоречия в обществе играют двоякую роль: с одной стороны, они являются источником социального развития, и в этом заключается положительная роль. С другой стороны, - они порождают социальное напряжение, конфликты, кризисные явления.
Причиной новых социальных противоречий и проблем является изменение самого человека, характеристик его личности, его мотивов и стремлений, целей и идеалов.
1. Волков, Ю.Г. Социология. Издание 2-е. / Под общей ред. В.И.Добренькова. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005 – с. 315
2. Грицанов, А.А.Социология: Энциклопедия / А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2003 – с. 1312
3. Кравченко, А.И. Общая социология / А.И. Кравченко – М., 2001 – с. 229
4. Луман, Н. Понятие общества / Проблемы теоретической социологии. –СПб., 1994 – с. 42
5. Общая социология. Учебное пособие / Под общей ред. А.Г.Эфендиева. – М., 2002 – с. 654
6. Радугин, А.А. Социология. Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин – М., 2002 – с. 91
7. Сорокин, П.А.Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. М., 1992 – с. 65