1 Понятие, предмет, метод финансового права. Источники финансового права.
2 Порядок составления бюджета
3 Другие налоги и сборы
4 Задача
Список использованных источников
1 Понятие, предмет, метод финансового права. Источники финансового права
Из общей теории права известно, что для разграничения отраслей права, в своей совокупности составляющих систему права, используются два основных признака – предмет и метод правового регулирования. Финансовое право, являющееся самостоятельной отраслью права, имеет только ей присущий предмет правового регулирования и обусловленный спецификой предмета финансового права определенный метод. Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности и составляющие предмет финансового права, очень разнообразны и многочисленны, поскольку нормы финансового права законодательно закрепляют существующую в обществе финансовую систему. Однако при всем своем разнообразии эти отношения имеют общее направление – они возникают в процессе создания, распределения и использования фондов денежных средств, объективно необходимых для финансового обеспечения деятельности государства.
2 Порядок составления бюджета
Составление проектов республиканского бюджета и местных бюджетов на очередной финансовый год осуществляется в целях определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов Республики Беларусь, экономического и социального развития Республики Беларусь и соответствующих административно-территориальных единиц. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка:
1. Прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь. Данные прогнозы в Министерство финансов представляет Министерство экономики Республики Беларусь до 1 апреля года, предшествующего плановому.
2. Параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь и основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год, включая среднесрочную финансовую программу. Прогноз параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь в Министерство финансов представляет Национальный банк Республики Беларусь до 1 апреля года, предшествующего плановому. Данные прогнозы и параметры разрабатываются на три года (с учетом года, на который составляется бюджет) и ежегодно уточняются.
3 Другие налоги и сборы
Разбирая понятие «налоговая система», нами было отмечено, что рассматривается оно в широком и узком смысле различными авторами, да и в принципе. Здесь разберём исключительно налоговую систему как совокупность налогов и сборов, взимаемых на территории Республики Беларусь. Таким образом, отметим, что перечень обязательных платежей содержится в Налоговом Кодексе Республики Беларусь, в статьях 8-10. Начнём с рассмотрения республиканских налогов и сборов. Они устанавливаются и вводятся в действие по решению высшего представительного органа государства в форме закона. Ошибочно считать, что республиканские налоги идут исключительно в республиканский бюджет. Они, как правило, могут зачисляться в бюджеты различных уровней. По действующему законодательству к ним относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; подоходный налог с физических лиц; налог на недвижимость; земельный налог; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; оффшорный сбор; гербовый сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины; таможенные пошлины и таможенные сборы; утилизационный сбор.
4 Задача. Вклад на 9 месяцев отзывной. Дата открытия 01.02 текущего года. Сумма 10000 бел. руб. Процентная ставка 12 %, плавающая, без капитализации процентов. Проценты по вкладу выплачиваются в конце срока. С 01.03 текущего года ставка понизилась до 11 % годовых.
1 Рассчитать процентные ставки за месяц до и после изменения.
2 Рассчитать сумму процентов полученных за периоды до изменения ставки и после изменения ставки.
3 Рассчитать сумму причитающуюся клиенту к моменту закрытия счета. Процентный период 30 календарных дней. Ставка подоходного налога 13 %.
Решение:
1 Процентные ставки за месяц были следующие:
февраль – 12 %,
март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь – 11 %.
2 Сумма процентов полученных за периоды:
февраль = 10 000 * 12 / (100 * 12) = 100 бел. руб.,
март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь = 91 бел. руб. 67 коп.
1 Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. К новому финансовому праву // Финансовое право. – 2013. – № 6. – С. 11
2 Винницкий Д.В. Финансовое право в современных условиях: традиции и новации // Финансовое право. – 2016. – № 8. – С. 12–13
3 Ханкевич, Л.А. Налоги и налоговое право Республики Беларусь. - Мн., 2009. - С. 27-28.
4 Глухов В. В., Дольде И.В. Налоги: теория и практика. Уч. Пос., СПб., 2011.
5 Бельский, К.С. Налоговая система: генезис, основные элементы, принципы // Государство и право. - 2015. - № 9. - С. 55.