ВВЕДЕНИЕ
1 Дайте определение понятию внимание и объясните, в чём заключается своеобразие внимания как психического процесса?
2 Сравните репродуктивное и творческое воображение
3 Как соотносятся характер и темперамент человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Внимание не может быть поставлено в один ряд с такими процессами отражения, как ощущение, восприятие, мышление. Являясь лишь одной из сторон этих процессов, оно необходимо и при восприятии, и при мышлении, и при действии. Например, можно со вниманием рассматривать картину, слушать лекцию, решать математическую задачу, обсуждать тактические приемы спортивного соревнования, выполнять необходимые движения при изучении гимнастического упражнения на снарядах и так далее. Поэтому рассмотрение данного вопроса является актуальным для его изучения и понимания насколько, и каким образом, взаимосвязано внимание с другими психическими процессами.
1 Дайте определение понятию внимание и объясните, в чём заключается своеобразие внимания как психического процесса?
Вниманием называется направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте. Внимание повышает эффективность соответствующей психической деятельности. Оно выражается прежде всего в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий. При внимательном восприятии получаемые при этом образы отличаются большей ясностью и отчетливостью [1, c. 56]. При наличии внимания процессы мышления, анализа, обобщения протекают быстро и правильно. В действиях, которым сопутствует внимание, движения выполняются аккуратно и четко. Эта ясность и отчетливость достигается тем, что при наличии внимания психическая деятельность протекает с большей интенсивностью, чем при его отсутствии. В каждый данный момент содержание психической деятельности связано с относительно небольшим количеством явлений или действий. Из большого количества раздражителей, действующих на человека в данный момент, он воспринимает не все, а только небольшое число [4, c. 118]. Воспринимая со вниманием один раздражитель, он одновременно совершенно не воспринимает или воспринимает неясно остальные, не имеющие отношения к его деятельности в данный момент.
Таким образом, внимание всегда есть сосредоточение психической деятельности на определенных объектах и одновременно отвлечение от других объектов [6, c. 15]. Можно сказать поэтому, что внимание имеет избирательный характер: мы выбираем из большого числа объектов некоторые, на которых и сосредоточивается наша психическая деятельность. Благодаря этому при внимании осуществляется также определенная направленность деятельности.
2 Сравните репродуктивное и творческое воображение
Психологами выделяются три вида воображения, а именно: воссоздающее, творческое и мечта. Последний вид мы опустим и рассмотрим первые два.
При творческом воображении в психологии рождаются образы, которые в данное время не существуют, этот происходит благодаря разделению свойств и элементов, соединение их в один полноценный образ. Именно так рождаются самые разнообразные образы: сказочные, фантастические, научные, религиозные и мистические. Активные волевые усилия особенно необходимы в творческом воображении. В нем нуждаются люди, чей труд является созидательным: поэтам, ученым, инженерам, художникам. Именно благодаря развитому воображению рождаются шедевры [2, c. 125].
Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления», умение их удержать в памяти и осмыслить. Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер. Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет комбинационно-творчески воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти. Воображение имеет много разновидностей: фантасмагорическое - у Э. Гофмана, философско-лирическое - у Ф. И. Тютчева, романтически-возвышенное - у М. Врубеля, болезненно-гипертрофированное – у С. Дали, полное таинственности - у И. Бергмана, реально-строгое - у Ф. Феллини и так далее.
В художественном творчестве участвуют сознание и подсознание, разум и интуиция. При этом подсознательные процессы играют здесь особую роль.
3 Как соотносятся характер и темперамент человека
Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и тому подобное), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.
Хотя в психологии они различаются, четкая граница между темпераментом и характером не установлена. Наблюдаются тенденции как отождествления, так и противопоставления этих двух подструктур личности [9, c. 199 - 203].
Сергей Леонидович Рубинштейн полагал, что темперамент является ядром характера, его неизменяемой частью. В самом общем и приблизительном смысле темперамент продолжает пониматься либо как «природная предпосылка», либо как «динамическая основа» характера (Лев Семёнович Выготский, Борис Герасимович Ананьев). Многое из того, что ранее составляло психологическую часть представлений о темпераменте, ассимилировала характерология.
По мнению Ивана Петровича Павлова, темперамент и характер соотносятся между собой как генотип (генетическая (наследственная) конституция организма, совокупность всех его генов) и фенотип (совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития). Иными словами - темперамент наследственная характеристика, а характер - приобретённые свойства в ходе жизнедеятельности [3, c. 341 -346].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для понимания внимания как психического процесса важно, в первую очередь, представлять, какое гигантское значение для человека оно имеет. Мир вокруг нас пестрит объектами и вообще информацией. Находясь на улице, даже в одной ее точке, попробуйте оценить количество объектов, которые вас окружают и - соответственно - на которые можно обратить внимание.
1. Аверин, В. А. Психология личности. – М., 2004. – 56 с.
2. Батаршев, А. В. Темперамент и характер., 2003. – 125 с.
3. Брушлинский, А. В. Воображение и творчество. М., 1969. – 341-346.
4. Ковалев, А. Г. Психология личности. 3-е изд., переработ. и доп. / А.Г. Ковалёв. - М., 1970. – 118 с.
5. Маклаков, А. Г. Общая психология. – СПб., 2001. – 28-33 с.
6. Морозов, А. В. Деловая психлогия. – 2000. - 15 с.
7. Райгородский, Д. Я. Психология и психоанализ характера. – М., 2001. – 104-110 с.
8. Симонов, П. В. Темперамент. Характер. Личность. – СПб., 1984. – 218 с.
9. Теплов, Б. М. Воображение. – М., 2007. – 199-203 с.
10. Фарман, И. П. Воображение в структуре познания. - М., 1994. – 215с.