1. Охарактеризуйте порядок поступления на государственную службу и опишите квалификационные требования. Раскройте ограничения, связанные с государственной службой
2. Охарактеризуйте административно-правовые основы управления юстицией Республики Беларусь
Список использованных источников
1. Охарактеризуйте порядок поступления на государственную службу и опишите квалификационные требования. Раскройте ограничения, связанные с государственной службой
Под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов.
Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования. Право на поступление на государственную службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным законодательными актами о государственной службе [4, c. 213] .
При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускаются какие-либо ограничения и (или) преимущества в зависимости от пола, расы, национальности, социального происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений, а также принадлежности к политическим партиям и иным общественным объединениям, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь [7, c.71].
Квалификационными требованиями, предъявляемыми при поступлении на государственную службу, являются:
- соответствующее образование, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности наличие определенного образования не требуется;
- необходимые стаж и опыт работы по специальности, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности они не установлены;
- владение государственными языками Республики Беларусь;
- знание Конституции Республики Беларусь, законов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей [6, ст. 26].
2. Охарактеризуйте административно-правовые основы управления юстицией Республики Беларусь
Система юстиции в Республике Беларусь включает: Министерство юстиции, главные управления юстиции областных и Минского городского исполкомов; суды; государственные нотариальные конторы; частных нотариусов; отделы ЗАГС; управления Единого государственного регистра юридических лиц Министерства юстиции; Республиканский трудовой арбитраж; Центр судебных экспертиз и криминалистики Министерства юстиции; юридический научно-практический журнал «Юстиция Беларуси»[2, c. 470].
В структуру Минюста входят главные управления, управления, отделы, Департамент с правами юридического лица [6, п. 3].
Министерство юстиции Республики Беларусь (Минюст) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров, а по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами Республики Беларусь, – непосредственно Президенту [9, c 171] .
На Минюст возлагаются следующие основные задачи:
– реализация государственной политики в сфере юстиции, в том числе урегулирование коллективных трудовых споров, а также в сфере архивного дела и делопроизводства;
– участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента, Национального собрания и Совета Министров, обеспечение скоординированности нормотворческой работы в правительстве (в системе республиканских органов государственного управления, подчиненных правительству);
– обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов Национального банка, Национальной академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов и Минского горисполкома;
– организация методологического руководства и координации деятельности главных управлений юстиции облисполкомов по вопросам проведения ими обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня, а также осуществление контроля за этой деятельностью.
1. Административное право: конспект лекций / О.И. Чуприс,- Минск: БГУ, 2013. – 67 с.
2. Административное право: курс лекций / И.И. Мах. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн: Амалфея, 2015. – 640 с.
3. Административное право Республики Беларусь. Часть 1. Управленческое право/ А.Н. Крамник, О.Н. Чуприс, - Мн: Изд. Центр БГУ, 2013. – 567 с.
4. Гавриленко Д.А. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах. – Мн.: Дикта, 2004.- 411 с.
5. О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 14.06. 2003 № 204-3 с изм. и доп. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
6. Положение о министерстве юстиций Республике Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1605 с изм. и доп. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
7. Рябцев, Л.М. Административное право: учебное пособие / Л.М. Рябцев, Т.В. Телятицкая, А.Н. Шкляревский. – Минск: Амалфея, 2010. – 320 с.
8. Старилов Ю.Н. Институт государственной службы: содержание и структура // Государство и право. – 1996. – № 5. – С. 14 – 16.
9. Телятицкая, Т. В. Административное право: Ответы на экзаменационные вопросы. / Т. В. Телятицкая. – Минск: Тетралит, 2013. – 223 с.