Введение
1. Правовой статус судей и народных заседателей. Неприкосновенность судей
2. Принципы организации и деятельности прокуратуры
3. Органы адвокатского самоуправления
4. Задача
Заключение
Список использованных источников
Введение
Согласно Конституции Республики, государственная власть в Беларуси выполняет три самостоятельные функции: законодательную, исполнительную и судебную, таким образом Конституция Республики Беларусь включает систему государственной власти страны, судебную деятельность и утверждает самостоятельное положение судебной власти, как независимой, равнозначной, законодательной и исполнительной ветвям государственной власти.
Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвленная. Однако одно из важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура.
Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей.
Прокуратура является одним из важнейших правоохранительных органов государства. В соответствии с Конституцией республики Беларусь на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативно правовых актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров Республики Беларусь органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями и должностными лицами.
Вся многогранная деятельность прокуратуры является важной гарантией защиты прав и свобод граждан, интересов юридических лиц и государства в целом.
Адвокатура является институтом гражданского общества и имеет публично-правовой статус. Осуществляемые ею профессиональная уголовная защита и гражданско-правовое представительство -составные части системы правосудия.
Множество граждан каждый день обращается за юридической помощью, а оказание квалифицированной юридической помощи и является главной задачей адвокатуры.
1. Правовой статус судей и народных заседателей. Неприкосновенность судей.
Кандидаты на должность судей должны соответствовать ряду общих и специальных требований. Общие требования установлены ст.24 и 33 Закона от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь». Специальные требования содержаться в законодательстве "о судоустройстве и статусе судей".
Судьей Конституционного Суда может быть назначено (избрано) лицо, отвечающее следующим требованиям:
1) должно иметь гражданство РБ;
2) должно владеть белорусским и русским языками;
3) должно иметь высшее юридическое образование;
4) должно являться высококвалифицированным специалистом в области права;
5) иметь ученую степень;
6) обладать высокими моральными качествами
Предельный возраст пребывания на должности судьи 70 лет. Судьи Конституционного Суда назначаются (избираются) на 11 лет и могут быть назначены (избраны) на новый срок. Кандидатам на должность судьи общего или экономического суда может быть гражданин, достигший 25 лет, владеющий государственными языками, имеющий высшее юридическое образование, имеющий стаж по специальности не менее 3-х лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен на должность судьи. На должность судьи областного (минского городского), белорусского военного судов должен иметь стаж судьи не менее 3 лет. Положительный результат квалификационного экзамена является основанием для зачисления кандидата в судьи и действует в течении 2 лет с момента его сдачи. Заявление лица о зачислении кандидата в судьи с приложением документов, подтверждающих соответствующие заявительные требования, предъявляемые кандидату в судьи направляются в соответствующую квалификационную коллегию судей и рассматривается ею в течение 1 месяца с момента подачи заявления на заседании квалификационной коллегии судей с участием лица, обратившегося с таким заявлением. По результатам рассмотренного заявления принимается решение о регистрации в качестве кандидатов в судьи или об отказе в регистрации, которая объявляется заявителю.
2. Принципы организации и деятельности прокуратуры
Принципы организации и деятельности прокуратуры – закрепленные в Законе общие руководящие положения, которые определяют государственное назначение прокуратуры, ее организацию и деятельность по надзору за исполнением законодательства, обеспечением законности в государстве.
Принципы организации и деятельности прокуратуры могут быть классифицированы:
1) в зависимости от уровня:
а) конституционные
б) отраслевые
2) по предметной направленности:
а) общие
б) индивидуальные
Соблюдение принципов позволяет прокуратуре успешно выполнять соблюдение принципов, успешно выполнять стоящие перед ней задачи по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением закона, иных нормативно-правовых актов. К числу принципов прокурорского надзора относятся Положения, которые основаны на Конституции Республики Беларусь, возводят органы прокуратуры в рамках независимого государственного органа с представлением ему необходимых полномочий для устранения нарушений закона от кого бы эти нарушения не исходили. Основные принципы закреплены в ст.126 Конституции РБ и ст.5 Закона «О прокуратуре»:
1)законность;
2)равенства всех граждан перед законом;
3)независимости прокурора;
4)подчиненности прокуроров вышестоящим прокурорам;
5)гласности;
6)обязательности исполнения требований прокурора.
3. Органы адвокатского самоуправления
Органами адвокатского самоуправления в Республике Беларусь являются съезд адвокатов и коллегии адвокатов.
В Республике Беларусь образуются Республиканская и территориальные (Минская городская и областные) коллегии адвокатов.
Коллегии адвокатов действуют на основании уставов, которые кроме сведений, предусмотренных законодательными актами, должны содержать указания на порядок и источники формирования имущества коллегий адвокатов и направления его использования, а также порядок осуществления контроля за использованием имущества коллегий адвокатов.
Государственная регистрация коллегий адвокатов, изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательными актами.
Территориальная коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов отдельной административно-территориальной единицы, имеет самостоятельный баланс, вправе открывать счета в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях, иметь печать, штампы и бланки с адресом и наименованием коллегии адвокатов.
Территориальная коллегия адвокатов образуется в целях обеспечения оказания юридической помощи, представления интересов адвокатов в государственных органах и иных организациях, осуществления контроля за соблюдением адвокатами законодательства, в том числе Правил профессиональной этики адвоката.
Территориальная коллегия адвокатов не подлежит реорганизации или ликвидации, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Имущество территориальной коллегии адвокатов формируется за счет взносов адвокатов и иных источников, не запрещенных законодательством, и находится в собственности территориальной коллегии адвокатов [3].
В случае ликвидации территориальной коллегии адвокатов имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами территориальной коллегии адвокатов, направляется на цели, предусмотренные ее уставом.
Задача
Минским городским судом Толмачев К.И. осужден по ч. 1 ст. 139 УК Республики Беларусь к десяти годам лишения свободы в исправительной колонии усиленного режима. Кто и в какую инстанцию может обжаловать и опротестовать приговор:
- не вступивший в законную силу;
- вступивший в законную силу?
Решение
Согласно ч.1 ст. 370 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь право обжаловать и опротестовать приговор может обвиняемый, его защитник и законный представитель, а также потерпевший или его представитель в кассационном порядке.
Согласно ч.1 ст.371 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь
1) приговоры районных (городских) судов можно обжаловать и опротестовать в областной, Минский городской суды;
2) приговоры областных, Минского городского судов можно обжаловать и опротестовать в Верховный Суд Республики Беларусь;
Заключение
Правовой статус судей - это особый судоустройственный институт, обуславливающий правовое положение судьи как государственного деятеля. Особый правовой статус судей предопределяется стоящими перед ними задачами, ответственными обязанностями, характером деятельности, в ходе которой могут существенно затрагиваться права и свободы граждан, различных учреждений, организаций, предприятий, государственных органов и самого государства. Правовой статус судьи характеризуется следующими чертами: независимость при осуществлении правосудия; несменяемость судьи; неприкосновенность судьи; профессионализм и наличие у судьи властных полномочий. Содержание правового статуса осуществляется составом следующих элементов: 1) совокупность прав и обязанностей судей при осуществлении судебных полномочий; 2) гарантии независимого осуществления судьями судебной деятельности; 3) ответственность судей. . В целях успешного осуществления судебной власти судьи наделяются всеми необходимыми полномочиями, но и требования к судьям предъявляются соответствующие.
Судьи имеют полномочия, необходимые для осуществления правосудия, обладают правами и исполняют обязанности, предусмотренные Кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «о судоустройстве и статусе судей» и иными законодательными актами.
Прокуратура в большинстве государств - это орган, обеспечивающий паритет между интересами правоохранительных органов и правами лица, привлечённого к уголовной ответственности. Общепризнанно, что одна из главных задач прокурора - достижение справедливости и защита свободы. Прокуратура играет важную роль в оказании помощи жертвам преступлений, определяя направления политики государства по отношению к ним. Практически повсеместно прокуратура защищает интересы граждан, участвуя в уголовном и гражданском судопроизводстве.