ЗАДАЧА № 6
Добиваясь успешного выполнения деятельности, человек осознанно или неосознанно компенсирует отсутствие или недостаточное развитие способностей. Е.П. Ильин выделяет следующие виды компенсаций:
а) недостаток способностей компенсируется приобретаемыми знаниями и умениями;
б) недостаточно выраженные способности компенсируются за счет формирования типичного стиля деятельности;
в) недостаточное развитие одной способности компенсируется другой, более развитой и не связанной с первой способностью;
г) недостаточно выраженная способность компенсируется другой, сильно выраженной способностью, находящейся с первой компенсаторных отношениях.
Приведите примеры различных видов компенсаций в той области деятельности, которой вы занимаетесь или к которой готовите себя как профессионала.
Обеспечение успешности любой деятельности путем компенсации недостаточно развитых качеств или способностей представляет собой вопрос, важный не только в теоретическом, но и в практическом отношении: ведь его решение в каждом конкретном случае должно давать ответ на вопрос о том, насколько пригоден человек к определенной деятельности.
Изучение индивидуальности человека в психологии имеет достаточно давние традиции, и это отражено в ее отдельных дисциплинах - дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии.
Индивидуальные особенности деятельности постепенно стали предметом отдельного изучения и получили название индивидуального стиля деятельности (ИСД), под которым обычно понимают устойчивую систему способов или приемов деятельности. В зависимости от типологических свойств нервной системы могут складываться полярные, индивидуально-устойчивые приемы деятельности, позволяющие людям достигать одинаково высоких результатов. Вместе с тем любой индивидуальный стиль деятельности может сформироваться только при условии наличия у субъекта положительного отношения к ней. Индивидуальный стиль выступает одновременно и как определенный способ выражения отношения личности к реально осуществляемой ею деятельности, и как условие формирования в дальнейшем у субъекта активно-творческого отношения к ней.
В 1970-1980-е гг. проводятся комплексные исследования индивидуального стиля в соответствии с классификацией видов деятельности. Для выделения, обоснования и описания индивидуальных стилей деятельности широко используются многомерные методы математической статистики. Е.П. Ильиным выделяются три типа адаптации субъекта к деятельности (приспособление субъекта к деятельности, приспособление деятельности к субъекту и взаимное «уравновешивание»). Механизм адаптации рассматривается им как взаимодействие типологической принадлежности и способностей, мотивации, результативности деятельности.
При этом констатируется, что индивидуальный стиль деятельности благоприятствует проявлению способностей, но не компенсирует их отсутствие.
Е.П. Ильин указывает на то, что изучение вопроса о компенсации способностей необходимо вести в двух аспектах - социальном и психологическом. Социальный аспект вопроса заключается в рассмотрении компенсации одних способностей другими, которая обеспечит достижение высокого социального статуса и успеха разным людям в различных видах деятельности. Психологический аспект вопроса компенсации связан с изучением за счет чего люди с разными свойствами, способностями и качествами достигают одинаковой продуктивности в одной и той же деятельности. Е.П. Ильин выделяет несколько видов такой компенсации:
а) компенсация за счет знаний и умений;
б) выработка индивидуального стиля деятельности (ИСД), который использует сильные стороны человека и компенсирует слабые;
в) компенсация недостаточно развитой одной способности другой, ортогональной по отношению к первой (т. е, не связанной с нею);
г) вид компенсации, когда одинаковая выраженность одной и той же более сложной способности или качества у разных людей определяется различной выраженностью у них более частных способностей.
Хотелось бы рассмотреть условно рассмотреть вид деятельности и психологические особенности творческих профессий, связанных с текстами.
По данным Ю. С. Якштиса, успешность деятельности редакторов, связанная с быстротой чтения, информационным поиском, поиском ответов на вопросы и эффективностью написания аннотации, оказалась тесно связанной с избирательностью, концентрацией, распределением и переключением внимания, с логичностью мышления, со словарным запасом.