Задание 1: Общетеоретические юридические дисциплины и их соотношение, происхождение философии права. Предмет и метод философии права.
Задание 2: Право и нравственность.
Задание 3: Ценностный подход к праву. Система ценностей.
Задание 4: Государство и право как ценности. Юридические ценности.
Задание 5: Типология правопонимания.
Задание 6: Реалистические концепции права.
Задания 7: Метафизические концепции права. Соотношение классических типов. Понимания права.
Задание 8: (Новые) теории права.
Задание 9: Государственно-правовые идеалы и действительность.
Задание 10: Соотношение интересов личности, общества и государства.
Задание 1: Общетеоретические юридические дисциплины и их соотношение, происхождение философии права. Предмет и метод философии права.
1. I. Онтологические:
1. Проанализировать два основных направления развития философско-правовой мысли – и того, которое выражает основную и оптимистическую линию развития цивилизации, и, увы, также того направления, которое стало выражением негативного, тупикового пути развития человечества.
2. Определить магистральную линию развития российской правовой системы.
II. Методологические:
1. Сформировать методологию исследования сущности правовых явлений
Задание 2: Право и нравственность.
1. Вопрос о соотношении права и нравственности издавна занимал умы многих мыслителей, являясь объектом многочисленных философских, правовых и социологических исследований.
В русском дореволюционном правоведении по вопросу о соотношении права и нравственности наблюдались две крайности. В одном случае эти понятия противопоставлялись и разобщались (В. Г. Щеглов), а в другом отождествлялись (П. И. Новгородцев). Сторонники разобщения полагали, что право и нравственность порождают разнородные обязанности. Нравственность устанавливает обязанности положительного характера (совершение поступков, которые бы приносили определенное благо себе и другим людям);
право устанавливает «отрицательные» обязанности чисто внешнего характера (воздержание от действий, которые наносят вред другим). Удержание человека от совершения вредных для людей поступков, как полагали, производится принудительно, вследствие этого между правом и нравственностью нет никакого взаимодействия.
Задание 3: Ценностный подход к праву. Система ценностей.
1. Свобода личности, права человека и гражданина воспринимаются сегодня как важнейший атрибут современной политической и правовой системы. Между там древнему и средневековому человеку совершенно чуждо представление о личности как о чем-то самостоятельном, обособленном.
К вечным ценностям можно отнести, пожалуй, только справедливость, общее благо (благополучие как его вариант) и очень тесно связанные порядок и безопасность. Проблема лишь в том, что в различные эпохи и даже в одну и ту же эпоху разными общественными группами и людьми они, как и большинство других ценностей, понимались неодинаково.
Ценности не равнозначны. Между ними часто возникают коллизии. Ж.-Л. Бержель говорит о «неизбежном диалектическом споре между идеями безопасности, справедливости, социального прогресса». Такой же спор возможен и между другими ценностями. Идеальное решение противоречий представляет синтез, что подчеркивал известный русский юрист П. И. Новгородцев применительно к коллизии между индивидуализмом и коллективизмом. «С точки зрения такого синтетического построения, — писал он, — ни личность, ни общество не могут быть признаны началами самодовлеющими».
На высшую ступень в этой иерархии может претендовать лишь всеобъемлющий принцип справедливости, тесно связанный с общим благом. Все другие ценности соизмеряются с ним и признаются лишь в той мере, в какой они справедливы.
Задание 4: Государство и право как ценности. Юридические ценности.
1. Сами же анархисты рассматривают любое движение в направлении принудительных институтов как аморальное, иррациональное и ненужное — в их концепции «естественного состояния» никаких серьезных проблем вообще не возникает. Но это крайность. Многие мыслители анархистского толка все же предполагали наличие некоторых оснований, которые делали движение в направлении государственности рациональным и необходимым, например, ради выживания. Тем самым они признают аргументацию Т.Гоббса, изложенную им в «Левиафане».
Любое государство воспринимается анархистским сознанием как абсолютное зло, оно — источник всех социальных пороков.
Как идейно-политическое течение анархизм сложился в середине XIX в. Его основоположниками и теоретиками были немецкий философ Макс Штирнер (1806-1856), французский философ Пьер Жозеф Прудон (1809-1865), русские революционеры Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) и Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921)/ Идеи последних популярны вплоть до настоящего времени, в частности, служат ориентиром для многих участников антиглобалистских движений.
2. В рамках юридико-либертарной концепции правового понимания и соответствующего правового осмысления государства внутреннее единство правовой онтологии, аксиологии и эпистемологии связано с тем, что они основаны на одном и том же принципе формального равенства, понимания и интерпретируется как отправная точка правовой онтологии (что такое закон и государство?), аксиологии (какова ценность права и государства?) и эпистемологии (как известно закон и государство?).
Онтологически закон является формальным равенством, и это формальное равенство включает такие компоненты, как абстрактно-универсальная равная мера, формальность свободы и справедливости.
Задание 5: Типология правопонимания.
1. Причины плюрализма в понимании права: гносеологические, онтологические, социальные.
Гносеологические: гносеология (тория познания). Правопонимание-процесс целенаправленной мыслит. деятельности чел-ка, включает в себя познание права, его восприятие, оценку, отношение к нему, т.е. оно не отделимо от субъекта правопонимания. Таким образом, зависит от нравственной, религиозной философской позиции понимающего, его уровня развития, уровня его правовой культуры, объема его знаний о праве.
Онтологические: Онтология (раздел философии в котором рассматриваются всеобщие принципы бытия, его структура и закономерности). Причина в том, что право всегда изменчиво, находится в непрерывной трансформации, всегда в движении. Сменяются исторические эпохи и идеология. Что и приводит к плюрализму.
Социальные: Концепция, которая вырабатывается чел-ком, зависит от его классовой принадлежности. Принадлежит к богатому классу любит гос-во, к бедному – нет.
Задание 6: Реалистические концепции права.
1. 1. Карл Никерсон Ллевеллин (1893—1962) — основоположник правового реализма, руководитель проекта по созданию Единообразного торгового кодекса США, автор работ по вопросам социологии права.
Основные труды: "Юриспруденция: реализм в теории и на практике", "Немного реализма о реализме".
2. Джон Чипман Грей (1839-1915) – американский юрист и учитель, выпускник юридического факультета Гарвардского университета (1861), служил в гражданской войне, а затем вошел юридическую практику в Бостоне, в 1869 году он начал преподавать на юридическом факультете Гарвардского университета. С 1883 по 1919 г. являлся профессором этого же университета.
Основной труд: «Природа и источники права»(1909).
3. Джером Франк
Основне труд: «Право и современный разум» (1930)
I. Воззрения К.Н. Ллевеллина на право.
1. Основной задачей юристов является обобщение юридической практики.
Общество меняется быстрее, чем право, практика опережает теоретические исследования. Обобщение юридической практики позволит привести нормы права в соответствие с уровнем развития общества.
Действующее право — результат деятельности судебных и административных органов.
Задания 7: Метафизические концепции права. Соотношение классических типов. Понимания права.
1. Естественное право исключает отрицательную оценку. Справедливость составляет самое его существо. Правом (в смысле «естественного права») признается только то, что справедливо. Но справедливость представляет собою моральную категорию, не сводимую полностью к праву. Морально-совершенное содержание придает естественному нраву идеальный характер независимо от того, осуществляется оно на практике или нет.
Зачатки философского понимания права восходят к глубокой древности, но четкое воплощение этот подход получил в классической немецкой философии, у Канта и Гегеля.
Вопрос «что такое право?», рассуждает Кант, «может… смутить правоведа»: «… что говорят или говорили законы в том или ином месте, в то или другой время, он еще может указать; но право ли то, чего они требуют и каков всеобщий критерий, на основании которого можно вообще различать правое и неправое, – это остается для него тайной, если он хоть на время не оставляет указанные эмпирические принципы и не ищет источник этих суждений в одном лишь разуме (хотя бы упомянутые законы и служили ему для этого хорошим руководством), чтобы установить основу для возможного положительного законодательства». Итак, конкретное содержание законов – всего лишь материал для поисков всеобщего критерия или принципа права, представляющего собою теоретическую абстракцию.
Задание 8: (Новые) теории права.
1. Концепция понимания права и государства, разработанная академиком РАН Владиком Сумбатовичем Нерсесянцем в 70-90-х гг. XX века, представляющая собой самостоятельное направление в российской философии права, конкурирующее с иными типами понимания права в России (позитивистской теорией права во всех её вариантах, естественно-правовым направлением и другими). Стала явлением постсоветской науки о праве и государстве, однако до настоящего времени не получила широкой поддержки и применения в научных кругах. В настоящее время либертарную теорию права развивают последователи В. С. Нерсесянца — В. А. Четвернин, В. В. Лапаева, Н. В. Варламова, Е. А. Зорченко, а также старший брат основателя теории Вазген Сумбатович Нерсесянц.
Задание 9: Государственно-правовые идеалы и действительность.
1. Идеальные конструкции являются своего рода идеалом; что нужно искать в современных государствах и обществах. В современном мире нет абсолютного идеала в правовом регулировании и структуре государства. Тем не менее, идеальные конструкции помогают подойти к этому идеалу. К таким построениям можно отнести: метафизическое или идеальное понимание правых (естественно-правовых теорий, философское понимание закона), понятие законного государства, понятие социального государства.
Идеальные типы понимания права - это своего рода «моральное и политическое право», социальные ожидания в правовой сфере. Чтобы стать правым в строгом смысле этого слова, они должны быть воплощены в позитивном праве. Это означает предоставление норм идеального права на ясность, определенность, предоставление чьей-то соответствующей обязанности и возможность государственного принуждения.
Задание 10: Соотношение интересов личности, общества и государства.
1. Прежде всего, рассмотрим сущность понятия «право»: «под термином "право" понимается обоснованная, оправданная, свобода или возможность поведения, которая признается в обществе». Есть еще и другие значения этого слова:
1) в смысле обычных прав свободы или возможности поведения, основанной на обычаях, т.е. нормах, вошедших в привычку.
2) в смысле моральных прав свободы или возможности поведения, основанной на принципах добра и справедливости.
3) в смысле корпоративных прав свободы или возможности поведения, основанной на уставных и иных положениях, которые действуют внутри общественных, негосударственных объединениях, организаций, партий.
4) в юридическом смысле свободы или возможности поведения называемой субъективным правом, основанной на законе, иных официальных источниках.