1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
2. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА КАК ПРАВОВОЙ ОТРАСЛИ. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОТРАСЛИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. СВЯЗЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА С ИНЫМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА: КОНСТИТУЦИОННЫМ, ТРУДОВЫМ И УГОЛОВНЫМ ПРАВОМ
3. ЗАДАЧА
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Правовое положение республиканских органов государственного управления как субъектов административного права
Под субъектами административного права понимаются лица и организации, наделенные административной правоспособностью или административной правосубъектностью.
Основными субъектами административного права являются органы государственного управления. Органы государственного управления призваны практически обеспечивать выполнение функций государства, осуществляя повседневно, непрерывно и непосредственно свою деятельность в сфере хозяйственной, социально-культурной и административно-политической деятельности [1].
Согласно статье 106 Конституции Республики Беларусь (далее - Конституция) исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь (далее - Совмин) - центральный орган государственного управления.
Совмин руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти (ст. 107) [2].
B зависимости от территории деятельности органы государственного управления делятся на республиканские и местные [1].
Согласно статье 24 Закона Республики Беларусь от 23.07.2008 года №424-З «О Совете министров Республики Беларусь» систему подчиненных Совмину республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций определяет Президент Республики Беларусь.
В систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, входят:
- министерства, государственные комитеты, которые являются республиканскими органами государственного управления (функциональными или отраслевыми), проводящими государственную политику, осуществляющими регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующими деятельность в данной отрасли (сфере деятельности) других республиканских органов государственного управления;
2. Понятие административного права как правовой отрасли. Характеристика системы отрасли административного права. Связь административного права с иными отраслями права: конституционным, трудовым и уголовным правом.
Административное право является самостоятельной фундаментальной отраслью права Республики Беларусь. Своё название данная отрасль права получила от латинского слова «administratio», что означает «управление».
Административное право как отрасль современного права появилась тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола. Как отмечает Д.Н. Бахрах, «реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина, разделения властей, контроля за государственной администрацией - необходимое условие превращения полицейского права в административное». [8, с. 10]
Административное право носит сугубо объективный характер, не имеет каких бы то ни было личных свойств, не принадлежит какому-либо отдельному субъекту. Ему присущи социальные свойства, направлено оно, в конечном счете, на людей и работает для людей.
Следовательно, нормы административного права существуют не сами по себе, а предназначены для всех членов общества, организаций, не исключая государство в целом и его органы. Административное право тесно связано с государством, с его деятельностью и служит установлению в обществе единого в рамках отрасли порядка. Более того, возникновение норм, приобретение ими юридического свойства сопряжено с официальными решениями государства, его органов. Правовые нормы не возникают и не приобретают государственную значимость сами по себе. Для этого требуются государственная воля и решения. Государство и обеспечивает реализацию этих норм [5].
Административное право - системная совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.
3. Задача. Условие: в курсовой работе студент перечислил суть методов административного права:
- установление определенного порядка действий;
- запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия;
- предоставление выбора варианта должного поведения;
- предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению.
Но при этом затруднился привести практические примеры по каждому из направлений. Попробуйте это сделать Вы.
Ответ:
Метод правового регулирования используется во всех отраслях права. В наиболее общем виде метод правового регулирования представляет собой систему юридических средств, с помощью которых государство оказывает необходимое воздействие на поведение участников общественных отношений.
Метод административно правового регулирования - совокупность правовых средств, способов, приемов, посредством которых регулируются общественные отношения. В качестве методов правового регулирования административное право использует (соответственно по условию задачи контрольной работы):
- предписание (обязывание) - возложение безусловной, прямой юридической обязанности совершать определенные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой (например, паспорт обязан иметь каждый гражданин, достигший четырнадцатилетнего возраста (п. 19) [11]);
- запрет - возложение на лиц прямой юридической обязанности не совершать (воздерживаться от совершения) соответствующих действий в условиях, предусмотренных правовой нормой (например, запрещаются изъятие у граждан, иностранцев или беженцев документов, удостоверяющих личность, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а также прием и передача таких документов в залог (п. 11) [11];
1. Жуковская, О.В. Административное право Республики Беларусь. Общая часть. / О.В. Жуковская // Lawbook online [Электронный ресурс]. - Москва, 2018
2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.
3. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З // Нац. Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018
4. О структуре Правительства Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289: в ред. от 3 октября 2017 г. // Нац. Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018. - Режим доступа: http://www.pravo.by
5. Республиканские органы государственного управления / Курс леций // ГГУ им. Ф. Скорины [Электронный ресурс] / - Гомель, 2018
6. Республиканские органы госуправления // Совет Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс] / - Минск, 2018
7. Пугачева, Т. И. Административное право: учеб.-метод. комплекс для студентов спец. «Правоведение». / Т.И. Пугачева. – Новополоцк: ПГУ, 2009. – 328 с.
8. Правовая система Республики Беларусь // Нац. Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018
9. Лекции по Административному праву Республики Беларусь / Барановичский государственный университет [Электронный ресурс] / - Барановичи, 2018
10. О документировании населения Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 3 июня 2008 г. № 294: в ред. от 8 января 2010 г. // Нац. Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018
11. Об утверждении Положения об административной комиссии при Светлогорском районном исполнительном комитете: Решение Светлогорского районного исполнительного комитета от 30 марта 2015 г. № 491 // Нац. Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018
12. Положение об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Минской области: Приказ Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 августа 2017 г. № 77 // Нац. Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018