Задание 1 Введение в учебную дисциплину «Философия»
1. Основная функция философии, выполняемая философией по отношению к научному знанию.
2. Раскройте роль методологии философии в научном познании.
3. Какие черты философия заимствовала из мифологического и религиозного мировоззрения?
4. Раскройте роль антропологического аспекта философии в формировании понятия «субъект исторического процесса»
Задание 3 Основные этапы в развитии философской мысли
5. Перечислите предпосылки, которые позволили сформировать философское мировоззрение
6. Перечислите и раскройте основные отличия философии Античной цивилизации и Древнего Востока
7. Чем обусловлено деление философии на классическую и неклассическую
8. Какой статус занимала философия в средние века? Раскройте причины такого положения
9. Какие темы поднимались в философской мысли Беларуси до эпохи Возрождения
10. Кто был первым профессиональным философом Беларуси? Опишите его вклад в становление философской мысли Беларуси
11. Укажите основные черты философской мысли Беларуси
Задание 4 Философия бытия
12. Проанализируйте понятие «бытие» и «небытие». Дайте краткую характеристику. Раскройте взаимосвязь данных понятий
13. Раскройте возможность применения синергетики в философии
Задание 5 Философская антропология
14. Раскройте роль социализации в формировании личности
15. Раскройте роль коммуникации в формировании личности и построении взаимосвязей в современном обществе
16. Перечислите и раскройте основные пути формирования ценностных ориентаций личности в условиях глобализации
Задание 6 Теория познания и философия науки
18. Укажите роль воображения и интуиции в формировании нового научного знания. На чем базируется интуиция
19. Роль этических постулатов в поиске новых знаний: возможности и ограничения
20. Перечислите и раскройте типы научной рациональности
Задание 7 Социальная философия
21. Изложите суть концепции «гражданское общество». Как соотносятся понятия «гражданское общество» и «государство»
22. Раскройте понимание понятия «общество» в социальной философии
23. Кратко изложите основные глобальные проблемы человечества и пути их разрешения
24. Почему в современной науке доминирует линейный (формационный) подход к изучению истории человечества? В чем заключается ограничения нелинейного (цивилизационного) подхода
Задание 1. Введение в учебную дисциплину «Философия»
1. Основная функция философии, выполняемая философией по отношению к научному знанию.
Это методологическая. Философское знание, используемое в науке, политике, образовании и так далее в качестве руководства в духовной и практически преобразовательной деятельности, выступает в роли методологии. Она связана с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата всех частных наук.
Задание 2. Философия как социокультурный феномен
3. Какие черты философия заимствовала из мифологического и религиозного мировоззрения?
Философия не могла появиться сама по себе. Ее зарождение как науки предшествовали другие формы людского сознания, которые существовали ранее. На основе мифологического, религиозного мировоззрения, зачатков накапливаемых научных знаний складываются культурно-исторические предпосылки формирования философского мышления. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиции разума, им придается новое смысловое, рациональное истолковании. Философия выносит на первый план логический анализ, выводы, доказательства и обобщения. Она отражает нарастающую в обществе потребность в понимании мира и его оценки с позиции разума и знаний. Так постепенно логический анализ начал вытеснять фантастический вымысел, и на смену мифологического мировоззрения пришло философское. С возникновением философии мифология не вытесняется из культуры. Даже после возникновения философии, мифология всегда соседствует с ней, часто переплетаясь и подпитывая ее на протяжении веков. Более того, каждая новая эпоха создает свои собственные мифологемы, которые так или иначе находят свое отражение в философии. Мифология и философия являются двумя различными формами общественного создания, двумя типами мировоззрения. Зарождающаяся философия заимствовала у мифологии основные вопросы, сформулировав их в более четкой форме. Поэтому одновременно они являются частями одного целого, так как философия сформировалась на базе обретенного опыта мифологии.
Задание 3. Основные этапы в развитии философской мысли
5. Перечислите предпосылки, которые позволили сформировать философское мировоззрение
Философия, подобно другим формам мировоззрения, возникла из потребности человека познать мир и самого себя. Но она оказывается более разработанной формой, и, прежде чем она возникла, человечество создало более простые, хотя и не менее важные для бытия человека, формы мировидения. В глубины истории, чуть ли не к самому зарождению первобытнообщинного строя уходят начальные моменты формирования мифологической, а вместе с ней и обыденной форм мировоззрения. Предпосылками явились изначально присущие человеку мышление и чувства, его стремление к размышлению о наблюдаемом в обычном созерцании и в первых практических действиях, имевших тенденцию к превращению в первоначальное производство с его производительными силами. Коммуникативный фактор, действующий в рамках семьи, рода, племени, и особенно первые наглядно-чувственные образы, передаваемые из поколения в поколение в виде рисунков, скульптур и т.п., вели к расширению его кругозора и попыткам как-то объяснить явления природы. Формирование обыденного сознания требовало выхода за его рамки и дополнения более широкими картинами и схемами природных явлений.
Задание 4. Философия бытия
12. Проанализируйте понятие «бытие» и «небытие». Дайте краткую характеристику. Раскройте взаимосвязь данных понятий
Категория бытия указывает на то, что нечто есть, и может существовать в любой форме (материальной или идеальной). Данная категория фиксирует основу существования мира в целом и любой разновидности существующего. Бытие в различных философских системах представлялось по-разному: как число (Пифагор), логос (Гераклит), единое (Парменид и его школа), идея (Платон), форма (Аристотель), благо (Платон), Бог (Августин, Фома Аквинский и др.), материя (Ф. Энгельс) и т. д. В современном мире активно вводится категория виртуальное бытие как следствие развития информационных технологий, это иллюзорное бытие в интернет-сети. Небытие — это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Наиболее фундаментальная философская проблема: это проблема отношения бытия и небытия. Что является изначальным: бытие или небытие? В связи с тем, что философы по-разному решали фундаментальную философскую проблему, можно говорить о двух основных философских взглядах: первый исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия по принципу «из ничего не может возникнуть ничего»; второй признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным от него или даже иллюзорным. Выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное (идеальное). К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории. Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (идеального) и бытие социального. Философской категорией, фиксирующей специфику материального бытия, традиционно выступает понятие материя, а идеального – понятие сознание.
Задание 5.Философская антропология
14. Раскройте роль социализации в формировании личности
Социализация – процесс, играющий огромную роль, как в жизни общества, так и в жизни личности. От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности, нормы поведения, наладив взаимодействие с партнерами, сумела реализовать свои способности, задатки, живет в социальном отношении комфортно и благополучно. Взлеты и падения в человеческих судьбах, уверенность в жизни и чувство обреченности, достижение благополучия, реализация своих способностей и ощущение себя «чужаком», «неудачником» – вот лишь некоторые свидетельства эффективной (или неэффективной) социализации той или иной личности. Для общества успех процесса социализации является своеобразной гарантией того, сумеют ли представители новой генерации занять место старших поколений в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умения, ценности. Социализация, другими словами, обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни. Неполадки в системе социализации не только порождают конфликты поколений, но и ведут к дезорганизации социальной жизни, к распаду общества, утрате его культуры, целостности.
Задание 6. Теория познания и философия науки
17. Изложите основные ограничения чувственного познания в философии
Чувственное познание осуществляется в трех взаимосвязанных формах: ощущении, восприятии, представлении. Соответственно, возможности чувственного познания ограничены только этими формами. В действительности различные формы мыслительной деятельности имеют свои преимущества и ограничения. Каждая из них выполняет свою незаменимую роль в познании. К тому же чувственно переживаемые компоненты могут иметь место и в тех формах мышления, которые не осуществляются в виде восприятия и представления, что выражается, в частности, в виде визуализации абстрактных теоретических моделей. Недостатки чувственного познания: 1) не позволяет проникнуть в сущность природных или общественных процессов; не позволяет открывать законы; 2) несовершенство органов чувств.
Задание 7. Социальная философия
21. Изложите суть концепции «гражданское общество». Как соотносятся понятия «гражданское общество» и «государство»
Гражданское общество – это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения. Это определение идеального общества, реальность которого определяется соотношением идеала и достигнутого состояния общества, которое провозгласило построение гражданского общества своей целью. Это фактически бесконечный процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все без исключения стороны жизни. Особой проблемой является взаимоотношение гражданского общества и государства. Гражданское общество – это социально-организованная структура, в основном складывающаяся за пределами государственных структур, но охватывает и их, так как они образованы гражданами, то есть членами гражданского общества. Такие элементы государственной власти, как разделение властей, наличие легальной оппозиции, многопартийность и т.д. сами по себе не представляют структуру гражданского общества, но порождены им и являются формами закрепления его влияния в политической организации общества.
1. Барковская, А. В. Философия: ответы на экзаменационные вопросы / А. В. Барковская, Е. В. Хомич. – 6-е изд. – Мн.: ТетраСистемс, 2012. – 160 с.
2. История философии: энциклопедия. – Мн.: Интерпресссервис; Книжный дом, 2002. – 1376 с.
3. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. – 896 с.
4. Кудряшев, А. Ф. Современная онтология: актуальные проблемы / А. Ф. Кудряшев // Вестник Башкирского университета, 2009. – Т. 14. – №3(I). – С. 1194-1199.
5. Семенова, В. Н. Бытие и время / В. Н. Семенова // История философии: энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. – С. 141-156.