1. Административно-территориальное деление Беларуси в конце VIII – начале XIX века
2. Земская реформа и особенности ее проведения в Беларуси
3. Активизация правотворческой деятельности республики в 40-80 годах
Список использованных источников
1. Административно-территориальное деление Беларуси в конце XVIII – начале XIX века
Изменения в административно-территориальном делении Беларуси в конце XVIII – начале XIX века было связано с событиями, которые привели к трем разделам Речи Посполитой – государства, в которое входила территория Беларуси в указанный период. Так, имело место три раздела Речи Посполитой в 1772 г., 1793 г., 1795 г., территория данного государства была разделена между Россией, Пруссией и Австрией. Необходимо отметить, что большая часть современной Беларуси в результате вышеописанных событий вошла в состав Российской империи. Вследствие этого, на данных территориях было введено административно-территориальное деление на губернии.
Рассмотрим подробнее каждый из разделов Речи Посполитой и проследим, как изменялось административно-территориальное деление белорусских земель.
В результате первого раздела Речи Посполитой восточная часть Беларуси отошла к Российской империи и была включена в состав Могилевской, Псковской и Полоцкой губерний [1].
В период образования в 1772 г. Могилевская губерния состояла из провинций: Могилевской, Мстиславльской, Оршанской, Рогачевской, однако уже 1777 г. Могилевская губерния была разделена на 12 уездов (поветов). В 1778 г. губерния переименована в Могилевское наместничество, которое в 1796 г. упразднено, а уезды вошли в состав Белорусской губернии. В 1802 г. Могилевская губерния восстановлена в составе прежних 12 уездов.
Псковская губерния была образована в 1772 г. и состояла из следующих провинций: Великолукской, Витебской, Двинской, Полоцкой, Псковской, в 1775 г. провинции Псковской губернии были разделены на уезды [1].
2. Земская реформа и особенности ее проведения в Беларуси.
На основании «Положения о губернских и уездных земских учреждения» от 1 января 1864 г. были созданы губернские и уездные земские комитеты как распорядительные органы и губернские и уездные управы как исполнительные органы.
Земские учреждения были созданы для руководства местным хозяйством, народным просвещением, медицинским обслуживанием и другими сферами общественно-культурной жизни. Выборы проводились на основе имущественного ценза по трем куриям: среди помещиков, горожан и крестьян. Избирательный закон обеспечивал преимущество для представителей дворянства и буржуазии [3].
Выборы земских учреждений проводились раз в три года, а уездные и губернские земские собрания проводились раз в год и длились несколько дней. Председательствовали на них соответственно уездные и губернские представители из дворянства.
Основная работа в земских учреждения выполнялась в уездных и губернских управах, которые являлись постоянными действующими органами и имели чиновников, которые руководили различными отраслями.
На территории Беларуси земская реформа не проводилась до начала XX века в связи тем, что царское правительство после восстания 1863-1864 гг. не доверяло местным ополяченным помещикам, которых было большинство и которые при выборах в земские учреждения могли захватить власть в них в свои руки. Таким образом, земские учреждения в Беларуси появляются только в 1911 году.
Положением от 2 апреля 1903 г. в шести западных губерниях (Минской, Витебской, Могилевской, Киевской, Волынской и Подольской) были учреждены губернские и уездные комитеты и управы по делам земского хозяйства. Однако созданные учреждения не смогли улучшить местное хозяйство и культуру. Поэтому 14 марта 1911 года последовал указ царя о применении в этих губерниях положения о земских учреждениях. Вводя земские органы самоуправления в западных губерниях, царское правительство преследовало следующие цели:
1) упрочить позиции и влияние русских помещиков и православного духовенства среди крестьян, создав тем самым благоприятные условия для политики их русификации и борьбы с национально-освободительными устремлениями,
2) покончить с монополией католического представительства в Государственном совете от западных губерний [3].
3. Активизация правотворческой деятельности республики в 40-80 годах.
В середине - второй половине XX ст. право Белоруской ССР развивалась в русле общесоюзных тенденций. В период 40-80 гг. был принят целый ряд важнейших нормативных правовых актов.
Новый Уголовный кодекс Белоруской ССР был принят 29 декабря 1960 г. и введен в действие с апреля І961 г. Он делился на Общую и Особенную части. Общая часть включала положения Основ уголовного законодательства и содержала такие важные понятия, как преступление, соучастие, наказание, определение возраста уголовной ответственности и др. Отдельный раздел включал новые положения о принудительных мерах медицинского и воспитательного характера. УК БССР предусматривал возможность освобождения от уголовной ответственности в случае, если в период рассмотрения дела в суде совершенное преступление потеряет характер общественно опасного. Впервые были введены институты освобождения от уголовной ответственности с передачей дела в общественный суд и в связи с передачей виновника на поруки [3].
Уголовно-процессуальный кодекс БССР от 1 апреля 1961 г. закрепил основы деятельности органов дознания, следствия, прокуратуры по рассмотрению уголовных дел, значительно расширил права и гарантии участников судебного процесса. В кодексе был регламентирован единый процессуальный порядок рассмотрения уголовных дел, исключалась возможность упрощения при расследовании и рассмотрении уголовных дел, придавалось большое значение привлечению общества к работе по борьбе с преступностью, отмечалась необходимость выявления причин и условий, которые способствуют совершению преступлений, а также о имелись нормы профилактики преступной деятельности. В 1966 г. УПК был дополненный новым разделом "Расследование дел о хулиганстве", в 1977 г. – разделом "Порядок применения мер административного взыскания к лицам, освобожденным от уголовной ответственности". УПК 1961 г. включал в себя нормы о презумпции невиновности, содержал положения о необходимости установления истины по каждому уголовному делу, в связи с чем суд, прокурор, следователь и лицо, проводившее дознание, обязаны были принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного рассмотрения обстоятельств дела, а также выявлять как отягчающие, так и смягчающие вину обстоятельства.