1. Прекращение полномочий судьи
1.1 Понятие прекращения полномочия судьи
1.2 Виды прекращения полномочий судьи
2.Система и структура органов прокуратуры
2.1 Понятие системы органов прокуратуры
2.2 Принципы организации, деятельности и структура органов прокуратуры
3. Анализ актов прокурорского реагирования
Список использованной литературы
1. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ СУДЬИ
1.1 Понятие прекращения полномочия судьи
Прекращение полномочий судьи – это полное отстранение судьи от исполнения должностных обязанностей решением квалификационной коллегии судей по установленному законом перечню следующих оснований:
Судьи всех судов, входящих в судебную систему Республики Беларусь, несменяемы. Судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия. Несменяемость судей обеспечивается назначением их на должность бессрочно. Даже если судья назначается на должность впервые, а после пяти лет работы судьей он, согласно действующему законодательству, назначается на должность судьи бессрочно, то в течение этих пяти лет также действует принцип несменяемости. Прекращение полномочий судьи осуществляется на основании правовых норм, закрепленных в законодательстве.
Прекращение полномочий судьи означает полное его отстранение от должности в связи с лишением полномочий либо освобождением от исполнения обязанностей.
1.2 Виды прекращения полномочий судьи
Согласно Кодексу «О судоустройстве и статусе судей» полномочия судей могут приостанавливаться, возобновляться, прекращаться.
Полномочия судьи приостанавливаются Президентом Республики Беларусь в случае возбуждения уголовного дела в отношении судьи, привлечения его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, а также его задержания и иного лишения личной свободы – до вступления в законную силу приговора, постановления о применении в отношении судьи принудительных мер безопасности и лечения или постановления о прекращении уголовного дела.
Полномочия судьи возобновляются по решению Президента Республики Беларусь в случае, если отпали основания для приостановления полномочий судьи, предусмотренные частью первой настоящей статьи.
В ст. 108 Кодекса «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» приведен исчерпывающий перечень оснований прекращения полномочий судьи. Прекращение полномочий судьи происходит по следующим основаниям:
1. отставки;
2. подачи им заявления об освобождении от должности по собственному желанию;
3. достижения предельного возраста пребывания на государственной службе, за исключением случая, предусмотренного частью четвертой статьи 81 настоящего Кодекса;
4. истечения срока его полномочий;
5. отказа от принесения присяги;
6. прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;
2. СИСТЕМА И СТРУКТУРА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
2.1 Понятие системы органов прокуратуры
Конституция РБ определяет, что прокуратура составляет единую и централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РБ.
Закон «О прокуратуре» определяет основные принципы организации и деятельности прокуратуры: согласно ст. 1 и 5 органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением НПА на территории РБ, а также исполняющими иные функции, определенные законодательными актами.
Действуют органы прокуратуры на принципах законности, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.
Система органов прокуратуры:
1. Генеральная прокуратура, прокуратуры областей, г. Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, являющиеся юридическими лицами прокуратуры районов, районов в городах, городов
2. межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и военные прокуратуры
3. иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента РБ.
Создание, реорганизация и ликвидация органов прокуратуры осуществляется Президентом РБ по представлению Генерального прокурора РБ.
Общая численность прокурорских работников и работников прокуратуры утверждается Президентом РБ.
2.2 Принципы организации, деятельности и структура органов прокуратуры
Система прокуратуры – это упорядоченная в соответствии с едиными принципами организации и деятельности совокупность государственных органов и учреждений, выполняющих задачи и функции, направленные на обеспечение точного и единообразного исполнения законов на территории Республики Беларусь.
В основу построения системы органов прокуратуры положен принцип административно-территориального деления Республики Беларусь. Согласно статье 16 закона «О прокуратуре» эту систему составляют Генеральная прокуратура, являющаяся центральным органом системы органов прокуратуры, прокуратуры областей и города Минска, районов (городов, где нет районного деления), районов в городах, межрайонные прокуратуры Помимо принципа административно-территориального деления используется и принцип специализации, на основе чего выделяют: транспортные прокуратуры, а также иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь.
В настоящее время в систему органов прокуратуры входит государственное учреждение «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Прокуратуры Республики Беларусь», которое непосредственно подчиняется Генеральному прокурору на основании Указа Президента от 3 августа 2006г. «О создании государственного учреждения».
Система транспортных прокуратур представлена Белорусской транспортной прокуратурой, действующей на правах областной прокуратуры, 8 нижестоящих транспортных прокуратур (6 транспортных прокуратур по областным городам, а также транспортные прокуратуры в Барановичах и Орше).
3. АНАЛИЗ АКТОВ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ
В число актов прокурорского реагирования входят:
1) Протест прокурора
2) Представление прокурора
3) Постановление прокурора
4) Предписания прокурора
5) Официальный протест
Протест – акт прокурорского надзора, который приносит прокурор или его заместитель на противоречащие законодательству акты и решения (действия) РОГУ и иных государственных организаций, подчиненных СовМину, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций.
Представление прокурора – акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям. Представление вносится в случаях, когда прокурор, проводя проверки соблюдения законности либо обобщения и анализ имеющихся материалов устанавливает неоднократность нарушения закона, незаконных действий или бездействия со стороны тех или иных д. л., организаций, и считает необходимым рассматривать эти вопросы в комплексе с тем или иным органом.
Постановления прокурора – акт прокурорского надзора, содержащий в зависимости от характера нарушения законодательства мотивированное решение прокурора или его заместителя о ВУД, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности.
Предписание – акт прокурорского надзора об устранении нарушений законодательства, выносимый прокурором или его заместителем в случае нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественным и государственным интересам, если оно не будет немедленно устранено.
1.Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 ( с изменениями и дополнениями) // Нац.реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – № 188. – 1 /6032.
2. Кодекс Республики Беларусь «О Судоустройстве и Статусе Судей», 29 июня 2006 г. // Нац. Реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2007.- № 4. – 139-З.
3. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г., № 220-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2007. -№ 119.-2/1317; Национальный правовой Интернет портал Республики Беларусь 14.07.2012. 2/1952.
4. Бибило, В.Н. Судоустройство: учебник / В.Н. Бибило. - Минск: Право и экономика, 2001. – 328 с.
5. Бруй, М.Г. Судоустройство / М.Г. Бруй. – Минск: Амалфея, 2017. – 343 с.