Задание 1. Дайте понятие финансового отношения. Назовите особенности финансовых отношений.
Задание 2. Охарактеризуйте формы финансового контроля.
Задание 3. Проанализируйте содержание стадии рассмотрения и утверждения проекта бюджета. Проанализируйте полномочия государственных органов на стадии рассмотрения и утверждения проекта бюджета.
Практическая ситуация. При проведении проверки в бюджетной организации инспектором Главного контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Беларусь было выявлено нецелевое использование средств бюджета в размере 20 млн. рублей за истекший год. Какие меры принуждения должны быть применены в данном случае и какие органы имеют право на их применение?
Задание 1. Дайте понятие финансового отношения. Назовите особенности финансовых отношений.
Различные финансовые отношения возникают в ходе предпринимательской деятельности коммерческих организаций и предприятий, данные отношения связаны с организацией производства, реализацией продукции, оказанием услуг и выполнением работ, формированием собственных финансовых ресурсов и привлечением внешних источников финансирования, их распределением и использованием.
Деньги - основа финансовых отношений.
Финансовые отношения - разновидность денежных отношений, они возникают лишь при реальном движении денежных средств, сопровождаются формированием и использованием собственного капитала, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Финансовые отношения по экономическому содержанию можно сгруппировать по следующим направлениям:
1) между учредителями в тот момент, когда создается предприятие;
2) между предприятием и его работниками;
3) между предприятием и вышестоящей организацией;
4) между предприятием и финансовой системой государства;
5) между предприятием и банковской системой;
6) между предприятием и страховыми компаниями и организациями;
7) между предприятием и инвестиционными институтами [1]
Финансово-правовые нормы реализуются путем вступления участников финансовой деятельности в конкретные финансовые правоотношения, в рамках которых они осуществляют свои права и обязанности.
Финансовое правоотношение – это общественное отношение, регулируемое нормами финансового права, и складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства с целью обеспечения его финансовыми ресурсами.
Задание 2. Охарактеризуйте формы финансового контроля.
Финансовым отношениям присуща контрольная функция, что обуславливается наличием финансового контроля. Финансовый контроль на практике реализует контрольную функцию финансов.
Финансовый контроль рассматривается в двух аспектах:
1. Деятельность специализированных контрольных органов за соблюдением законодательства о финансах.
2. Управления финансами и денежными потоками на макро-, микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.
Виды и формы финансового контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами, субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором – акцентируется внимание на аналитической стороне финансового контроля.
Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства в целях эффективного, стабильного, социально-ориентированного, экономически сбалансированного развития страны.
Финансовый контроль имеет определенную сферу и целевую направленность своей деятельности. Финансовый контроль является совокупностью мероприятий по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности экономических субъектов с применением определенных форм и методов его организации.
Финансовый контроль имеет своей целью обеспечение эффективного, целевого использования финансовых ресурсов государства во всех сферах и звеньях экономики. Для достижения данной цели перед финансовым контролем ставятся следующие задачи:
- контроль за своевременным выполнением финансовых обязательств перед государственным всеми субъектами финансовых правоотношений;
- контроль за эффективным и целевым использованием средств централизованных и децентрализованных денежных фондов, рациональным расходованием материальных ценностей на предприятиях, учреждениях и в организациях;
- контроль за обеспечением правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности.
Задание 3. Проанализируйте содержание стадии рассмотрения и утверждения проекта бюджета. Проанализируйте полномочия государственных органов на стадии рассмотрения и утверждения проекта бюджета.
Особенностью бюджетного права в системе финансового права является наиболее яркое выделение именно в данной подотрасли процессуальных бюджетно-правовых норм, которые составляют отдельный финансово-правовой институт - бюджетный процесс.
Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса бюджетный процесс – это деятельность государственных органов и иных участников бюджетного процесса, регламентируемая законодательством, по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении.
В бюджетном процессе можно выделить пять стадии:
- составление проекта бюджета;
- рассмотрение проекта бюджета
- утверждение бюджета;
- исполнение бюджета;
- составление, рассмотрение и утверждение отчета о бюджете.
Все стадии бюджетного процесса строго регламентированы процессуальными нормами бюджетного права, в частности можно выделить Бюджетный кодекс Республики Беларусь, призванными обеспечить бюджетное планирование, а также соблюдение бюджетной дисциплины. Стадии бюджетного процесса следуют в вышеуказанной последовательности и данный порядок изменению не подлежит. Закон о бюджете на текущий год действует в течение года с 1 января по 31 декабря. [2].
Целью составления проектов республиканского бюджета и местных бюджетов на очередной финансовый год и среднесрочных финансовых программ на очередной финансовый год и плановый период является определение объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов Республики Беларусь, экономического и социального развития Республики Беларусь и соответствующих административно-территориальных единиц.
Практическая ситуация
При проведении проверки в бюджетной организации инспектором Главного контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Беларусь было выявлено нецелевое использование средств бюджета в размере 20 млн. рублей за истекший год.
Какие меры принуждения должны быть применены в данном случае и какие органы имеют право на их применение?
Решение:
Основываясь на положениях статьи 137 Бюджетного Кодекса можно сказать, что нецелевое использование средств бюджета имеет своими последствиями: приостановление или ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств; взыскание в бесспорном порядке в доход соответствующего бюджета полученных бюджетных средств с начислением процентов в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь на дату взыскания за каждый день с даты нецелевого их использования по дату возмещения (взыскания).
1. Конституция Республики Беларусь. 1994 с изм. и доп. 1996, 2004.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2018.
2. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. N 412-З.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2018.
3. Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2017 г. N 86-З «О республиканском бюджете на 2018 год» .// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2018.
4. Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. N 116-З «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2017 год» .// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2018.
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 апреля 2018 г. N 303 «О перечне показателей экономического развития» .// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2018.
6. Витун С.Е., Чигрина А.И. Пособие по одноименной дисциплине для студентов специальности финансы и кредит часть 1 Гродно ГрГУ им. Я. Купалы 2010
7. Пилипенко, А. А. Герасимович А. А., Бранцевич Е. П. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь главное управление образования, науки и кадров Учреждение образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия» финансовое право курс лекций для студентов очной и заочной форм обучения специальности «Правоведение» Горки БГСХА 2015
8. Абрамчик Л. Я. электронный учебник для студентов специальностей «Международное право», «Правоведение» «Экономичекое право» финансовое право Республики Беларусь Гродно ГрГУ им. Я. Купалы 2013
9. Шавырина О.В., Дейко Н.М. электронный учебно-методический комплекс финансовое право для специальностей «Правоведение», «Правовое обеспечение общественной деятельности», «Правовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности»