1. Охарактеризовать лиц, участвующих в деле, и иных участников хозяйственного процесса
2. Раскрыть производство по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора
3. Решить и обосновать решение практической ситуации
Список использованных источников
1. Охарактеризовать лиц, участвующих в деле, и иных участников хозяйственного процесса
Участники хозяйственного процесса составляют самостоятельный институт хозяйственного процессуального права. Нормативные акты, регулирующие порядок разрешения споров о праве в области хозяйственных (экономических) отношений создают широкий комплекс юридических гарантий реализации защиты прав и охраняемых законом интересов участников хозяйственного процесса.
Правовое положение каждого участника хозяйственного процесса определяется теми функциями и целями, которые они выполняют в ходе рассмотрения и разрешения дела.
Всех участников хозяйственного процесса можно подразделить на несколько групп. К первой группе относятся экономические суды. Ко второй группе относятся лица, участвующие в деле. К данным участникам хозяйственного процесса Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь относит стороны (истец и ответчик); заявители и заинтересованные лица в делах об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов), по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении; третьи лица; прокурор, государственные органы, органы местного управления и самоуправления и иные органы. Третью группу составляют лица, содействующие нормальному ходу разрешения и рассмотрения спора. К данной группе законодатель относит экспертов, специалистов, свидетелей, государственные органы, органы местного управления и самоуправления, переводчиков и понятых [3].
1. Правовое положение экономического суда среди участников хозяйственного процесса отличается рядом особенностей. Экономический суд наделен властными полномочиями по ведению процесса и руководству судебным разбирательством, которые связаны с осуществлением им функций судебного руководства. Экономический суд является основным и обязательным участником хозяйственного процесса.
Статьей 113 Конституции Республики Беларусь установлено, что дела в судах рассматриваются коллегиально, а в случаях, предусмотренных законом, - единолично судьями [1].
2. Раскрыть производство по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора
Жалоба в порядке надзора (далее - жалоба) подается для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений судов, рассматривающих экономические дела (далее - суд). В порядке надзора не обжалуются постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь (ч. 1 ст. 300 ХПК).
По общему правилу жалоба подается, когда судебное постановление, которым спор (дело) разрешено по существу, обжаловалось в суд апелляционной и кассационной инстанций и их судебные постановления не удовлетворили заявителя (ч. 2 ст. 303 ХПК).
Жалоба подается в срок не позднее одного года со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления и направляется должностному лицу, имеющему право принесения протеста в порядке надзора (далее - должностное лицо, должностные лица) (ч. 2 ст. 300 ХПК).
Срок для подачи жалобы отсчитывается со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, которым спор (дело) разрешен по существу, если оно не отменено (не изменено) последующими судебными постановлениями; либо со дня вступления в законную силу судебного постановления об отмене (изменении) судебного постановления, которым спор (дело) разрешен по существу (ч. 2, 3 п. 3 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 31.05.2007 № 9 "О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора" (далее - постановление № 9)) [4].
В случае пропуска срока для подачи жалобы можно просить должностное лицо признать причину пропуска срока подачи жалобы уважительной и восстановить срок на ее подачу (ч. 4, 5 п. 4 постановления № 9).
Пропуск годичного срока для подачи жалобы при отсутствии ходатайства о его восстановлении - основание для возвращения ее заявителю. Исключение составляют случаи, когда обжалуемое судебное постановление препятствует принятию законного решения по другому делу либо нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы (ч. 2 ст. 300 ХПК).
3. Решить и обосновать решение практической ситуации.
Акционерный коммерческий банк обратился в экономический суд г. Минска с заявлением о возбуждении приказного производства в отношении индивидуального предпринимателя Горшкова и обращении взыскания на его имущество по договору залога.
Предприниматель Горшков получил кредит в Акционерном коммерческом банке на сумму в 20 тыс. руб. В обеспечение кредита предприниматель Горшков заложил свое личное имущество: грузовой автомобиль МАЗ, дачу и гараж. Договор залога был удостоверен нотариально.
В срок, установленный кредитным договором, предприниматель Горшков погасил только 2 тыс. руб. задолженности но кредиту. Судья отказал в принятии заявления о возбуждении приказного производства в связи с тем, что требование о выдачи судебного приказа не основано на взыскании с должника налогов и сборов.
Определите, правомерны ли действия судьи.
Укажите, в каких случаях заявитель имеет право обратиться в экономический суд с заявлением о выдаче определения о судебном приказе.
Решение
Согласно статье 220 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК) в приказном производстве рассматриваются требования о взыскании денежных средств, об истребовании имущества или об обращении взыскания на имущество должника, которые носят бесспорный характер (основаны на документах, подтверждающих задолженность должника), либо признаются (не оспариваются) должником, но не выполняются.
Не подлежат рассмотрению в порядке приказного производства требования:
- об истребовании собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества;
- об исполнении гарантийного обязательства (за исключением банковской гарантии);
- об исполнении обязательства, возникшего из договора об уступке требования либо переводе долга (за исключением случаев письменного признания должником задолженности);
- взыскание по которым в соответствии с законодательными актами осуществляется путем совершения нотариусом исполнительной надписи.
В соответствии со статьей 222 ХПК, Суд, рассматривающий экономические дела, отказывает в принятии заявления о возбуждении приказного производства, если:
- заявленное требование не подлежит рассмотрению в суде, рассматривающем экономические дела;
- заявленное требование не подлежит рассмотрению в порядке приказного производства.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
2. Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть): Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 71-З г. // ИБ "КонсультантПлюс: Беларусь" [Электронный ресурс]. - Минск, 2018.
3. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. № 214-З г. // ИБ "КонсультантПлюс: Беларусь" [Электронный ресурс]. - Минск, 2018.
4. О применении хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора: Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 31 мая 2007 г. № 9 // ИБ "КонсультантПлюс: Беларусь" [Электронный ресурс]. - Минск, 2018.
5. Каменков, В.С. Хозяйственный процесс: учеб. пособие / В.С. Каменков. – Минск: Кн. дом., 2005. – 318 с.
6. Тихиня, В.Г. Хозяйственный процесс / В.Г. Тихиня, Н.И. Ивуть. – Мин. ин-т упр., 2008. – 346 с.
7. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: научн. практ. коммент. /А.Д.Авдеев и др.; Высш. Хоз. Суд Респ. Беларусь гос. ун-т, юрид. фак; под общей ред. В.С.Каменкова, И.Н. Колядко – Минск, 2006.