1. Экологические права и обязанности граждан
2. Правовое регулирование использования и охраны земель
3. Задача: Агроном сельскохозяйственного унитарного предприятия «Ураджай» Иванов решил организовать самостоятельное фермерское хозяйство. Решением сельского исполнительного и распределительного органа ему было предоставлено в пожизненное наследуемое владение 70 га сельскохозяйственных угодий из состава земель запаса.
Законно ли данное решение?
4. Список использованных источников
1. Экологические права и обязанности граждан
Экологические права представляют собой совокупность прав субъектов в сфере взаимодействия общества с окружающей средой, установленных в нормативных правовых актах. К экологическим правам следует относить как права в области охраны окружающей среды, так и права в области природопользования. Такой подход согласуется с пониманием экологического права как комплексной отрасли права.
Признание и правовое закрепление права граждан на благоприятную окружающую среду, иных экологических прав, является прогрессивной тенденцией развития современного белорусского законодательства.
Эколого-правовой статус гражданина – это категория экологического права, которая представляет собой комплексный институт экологического права включающий в себя:
1) конституционные права человека на благоприятную окружающую среду и иные неотъемлемые права граждан, связанные с охранной окружающей среды;
2) права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды, совокупность которых создает юридические возможности реализации и защиты права на благоприятную окружающую среду как неотъемлемого права человека;
3) правомочия физических лиц по обеспечению их экологических интересов в сфере природопользования;
4) гарантии соблюдения названных прав.
Статья 46 Конституции закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду. Эта конституционная норма декларирует, провозглашает это право. В Конституции Республики Беларусь закреплены и иные неотъемлемые права граждан, связанные с охранной окружающей среды: право на охрану здоровья (статья 45), которое гарантируется в том числе и мерами по оздоровлению окружающей среды; право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (статья 34). Названные конституционные нормы составляют правовую основу экологических прав граждан.
Статья 12 Закона «Об охране окружающей среды» так же закрепляет права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды. Данная статья гласит, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, а также на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной экологической информации.
3. Правовое регулирование использования и охраны земель
Земельные отношения регулируются Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, Кодексом о земле, а также принимаемыми в соответствии с ними иными актами законодательства.
Нормы гражданского и другого законодательства, регулирующие земельные отношения, применяются к этим отношениям, если иное не предусмотрено законодательством об охране и использовании земель.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора.
Правовая охрана земель представляет собой комплексный правовой институт. Ее нормы, содержатся как в Кодексе о земле, так и в Законе об охране окружающей среды, других экологических законодательных актах.
Земельные отношения осуществляются на основе принципов:
- государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель, в том числе установления единого порядка изъятия и предоставления земельных участков, перевода земель из одних категорий и видов в другие;
- обязательной государственной регистрации земельных участков, прав на них и сделок с ними;
- единства судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами;
- использования земельных участков по целевому назначению;
- приоритета использования сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для целей, связанных с назначением этих земель;
- эффективного использования земель;
- охраны земель и улучшения их полезных свойств;
- платности землепользования;
- установления ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов;
- гласности и учета общественного мнения при принятии решений об изъятии и предоставлении земельных участков, изменении их целевого назначения, установлении ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов, затрагивающих права и защищаемые законом интересы граждан;
- защиты прав землепользователей.
Задача: Агроном сельскохозяйственного унитарного предприятия «Ураджай» Иванов решил организовать самостоятельное фермерское хозяйство. Решением сельского исполнительного и распределительного органа ему было предоставлено в пожизненное наследуемое владение 70 га сельскохозяйственных угодий из состава земель запаса.
Законно ли данное решение?
Ответ:
Данное решение не законно, так как согласно статье 36 Кодекса о земле земельный участок, предоставляемый для ведения крестьянского фермерского) хозяйства предоставляется 100 гектаров сельскохозяйственных земель.
Исходя из положений статьи 6 Кодекса о земле земли запаса – это земли не отнесенные к иным категориям и не предоставленные землепользователям. Земли запаса находятся в ведении соответствующего исполнительного комитета, рассматриваются как резерв и могут использоваться после перевода их в иные категории земель.
1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
2. Кодекс о земле от 23 июля 2008 г.№ 425-З» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
3. Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды»// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2016 № 205 «Государственная программа «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов на 2016 – 2020 годы»
5. Приказ министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 21 октября 2016 г. № 281-ОД// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
6. Хотько О.А. Институт правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь «Современные подходы к принципам земельных отношений в свете закрепления ограничений (обременений) прав на земельные участки» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
7. Мороз О.В. учебный модуль для юридических клиник «Экологические права граждан Республики Беларусь» - Минск, БГУ 2011
8. Шингель Н.А. научное издание «Правовой режим земель в Республике Беларусь» Мн.: ГИУСТ БГУ,2005
9. Дыжова А.А. «Экологическое право» электронный учебно-методический комплекс УО «Могилевский институтМинистерства внутренних дел Республики Беларусь» УО «Могилевский институт МВД Республики Беларусь», 2015
10. Ерилин Г.Н., эколог ООО «Центр экономических проектов» «План по охране земель. Кем разрабатывается, что включает, с кем согласовывается» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
11. Воронович Т.В., кандидат юридических наук «Совершенствование законодательства в сфере использования и охраны земель, защиты прав землепользователей» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2018.