Теоретический вопрос 1. История создания ООН
Теоретический вопрос 2. Иммунитеты и привилегии дипломатических представительств и их сотрудников
Теоретический вопрос 3. Международные реки. Международными реками считаются судоходные реки, пересекающие /или разделяющие/ территории двух или нескольких государств, впадающие в море и открытые для плавания судов всех государств
Теоретический вопрос 1. История создания ООН
Роль и значение главного международного органа поддержания стабильности и обеспечения мировой безопасности – ООН, сейчас как никогда весома и необходима. В условиях быстрого развития и расширения технологий, различных инноваций, а также достижений науки множество факторов параллельно набирают темпы развития. Сюда можно отнести транснациональную преступность, терроризм, наркотрафик, перенаселение, голод и т.д. Особое место здесь занимают такие обстоятельства как разрушение биполярной мировой системы, перестановка сил на глобальной геополитической карте, а также процесс глобализации. Это все должно регулироваться ООН всеми доступными методами, силами и средствами.
До ООН существовала международная организация – Лига Наций, которая действовала с 1919 г. и до 1946 г. Организация, призванная не допустить масштабных военных действий после Первой мировой войны, не смогла оправдать надежд своих создателей, поскольку Вторая мировая война показала всю неэффективность этой организации.
Первые попытки к созданию всемирной международной организации обеспечения мира и безопасности были сделаны в 1944 г. на конференции стран Антигитлеровской коалиции, которая была посвящена вопросам послевоенного устройства мира. На этой конференции представители Китая, СССР, Великобритании и США говорили о целях, задачах международной организации. В феврале 1945 г. на Ялтинской конференции было принято решение о создании международной организации поддержания мира и безопасности.
Позднее, 25 апреля 1945 г. представители 50 стран собрались для разработки Устава ООН, который был единогласно принят 25 июня 1945 г.
Официально днем создания ООН считается 24 октября 1945 г. – день, когда страны участницы организации ратифицировали ее Устав [1].
Теоретический вопрос 2. Иммунитеты и привилегии дипломатических представительств и их сотрудников
Чтобы детально изучить правовой статус дипломатических представительств, необходимо вначале разобраться, что такое дипломатия. Я. Броунли дает такое определение дипломатии, как явления «затрагивающего все средства, при помощи которых страны устанавливают и поддерживают взаимные отношения» [1, с. 482]. С понятием «дипломатия» очень часто употребляется такой термин, как «дипломатическое представительство», что означает некий орган государства, который располагается на территории страны пребывания с целью поддержания дипломатических отношений с данным государством. Создание постоянно действующих дипломатических представительств происходит по взаимному соглашению государств, выраженному в форме коммюнике, обмена нотами. Обычно это совпадает с установлением дипломатических отношений.
В современном международном праве принято выделять следующие виды дипломатических представительств. Во-первых, посольства, которые являются дипломатическими представительствами государства в городе, где расположено правительство иного государства или при международной организации. Во-вторых, миссия – это постоянное дипломатическое представительство, которое возглавляется чрезвычайным или полномочным посланником, или постоянным поверенным в делах. В большинстве случаев государства «обмениваются» посольствами, т.е. представительствами первого вида. Постоянное дипломатическое представительство не возникает на территории другого государства по желанию одной из сторон, оно учреждается в результате взаимного соглашения государств только после установления между ними дипломатических отношений [3, с. 264]. «Посольства символизируют более высокий уровень политических отношений», – считает Г.С. Стародубцев. [4, с. 166]. Обмен посольствами является нормальным для современной практики межгосударственных отношений. Миссии формируются реже, так как обмен миссиями свидетельствует о натянутости в отношениях.
Все дипломатические представительства, независимо от вида, имеют официальный правовой статус, равные привилегии и иммунитеты.
Теоретический вопрос 3. Международные реки. Международными реками считаются судоходные реки, пересекающие /или разделяющие/ территории двух или нескольких государств, впадающие в море и открытые для плавания судов всех государств.
Основными принципами, регулирующими использование международных рек, являются:
суверенное равенство прибрежных государств на свои части реки;
совместное регулирование прибрежными государствами вопросов судоходства;
равноправие судов всех стран в отношении условий плавания;
запрещение использования международных рек в целях военного или экономического давления на отдельные страны.
Правовой режим Дуная. Одна из крупнейших рек Европы в результате успешной работы Международной конференции придунайских стран в Белграде в 1948 г. впервые в истории получила совершенную Конвенцию о режиме судоходства на Дунае 1948 г. Положения Конвенции распространяются на судоходную часть р. Дунай от Ульма до Черного моря чрез Сулинское гирло. Притоки Дуная под действие Конвенции не подпадают [6].
По Конвенции предусмотрено образование Дунайской Комиссии в составе представителей придунайских стран, которая наблюдает за исполнением постановлений Конвенции. В соответствии с Конвенцией навигация на Дунае объявлена свободной и открытой для всех государств на основе равенства. Установлены единые таможенные, санитарные и полицейские правила. Плавание военных кораблей всех непридунайских государств воспрещается. Судам, плавающим по Дунаю предоставлено право пользования судовыми радиостанциями и береговыми средствами связи для навигационных целей.
1. Броунли Я. Международное право (В двух частях). Часть первая. Под ред. Г.И. Тункина. – М.: Издательство «Прогресс». – 1977. – 530 с.
2. Международное право: учебник / отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. – 752 с.
3. Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. ред. проф. Р.М. Валеев и проф. Г.И. Курдюков. – М.: Статут, 2010. – 624 с.
4. Международное право: Учебник / под ред. д-ра юрид. наук, проф. Г.С. Стародубцева. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2016. – 416 с.
5. Венская конвенция о дипломатических сношениях (заключена в г. Вене 18.04.1961, ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 11.02.1964 №2208-VI с заявлениями и оговоркой) // Ведомости ВС СССР. – 1964. – №18. – Ст. 221
6. Бикета А.М. проблема иммунитетов и привилегий // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – №3. – С. 606 – 607.
7. Кадыралиева Н.А. Дипломатическое представительство: правовое регулирование его деятельности // Современные тенденции и проблемы развития экономики, управления и права. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Законодательство России и зарубежных стран: проблемы правоприменения» (31 мая 2014 г.) и научно-практической конференции «Современные тенденции и проблемы развития экономики, управления и права» (30 мая 2014 г.) ставропольский филиал ФГБОУ ВПО РАНХиГС. / Ставрополь: Издательскоинформационный центр «Фабула». – 2014. – 326 с.
8. Шепенко Р.А. Фискальные иммунитеты дипломатов // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2010. – №8. – С. 73 – 78.
9. Страницы истории ООН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/sections/history/history-united-nations
10. Лукьянов В.Ю. ООН в современном мире — проблемы, тенденции, перспективы // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2015. №2 (220). С. 35-44;
11. О нашей работе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/sections/what-we-do/index.html