Вопрос 1. Форма правления. Форма государственно-территориального устройства. Государственно-правовой режим
Вопрос 2. Понятие брака. Брачный договор. Недействительность брака
Вопрос 3. Понятие и виды времени отдыха
Список использованных источников
Вопрос 1. Форма правления. Форма государственно-территориального устройства. Государственно-правовой режим
Форма государственного устройства – это территориальная организация государственной власти, определяющая взаимоотношения органов государства с органами составных частей государства.
Форма государственного устройства раскрывает элементы, из которых слагается внутреннее пространство государства, правовой статус частей государства и модель взаимоотношений центральных и региональных органов государственной власти и управления. По форме государственного устройства различают простые и сложные государства. Среди простых выделяют унитарные государства. Среди сложных – федеративные государства, конфедерации, содружества, империи, фузии, инкорпорации. Наиболее распространенной в литературе является классификация форм государственного устройства на унитарные государства, федерации и конфедерации. В зависимости от объема прав составных единиц государства выделяют симметричные (с одинаковым объемом прав) и ассиметричные (с неравным объемом прав) государства. По степени самостоятельности составных единиц государства различают политико-территориальное или административно-территориальное устройство, по правовому статусу территориальных единиц различают государства унитарные, федеративные и др.
Унитарное государство – это простое, единое, слитное государство, составные части которого являются административно-территориальными образованиями, не обладающими суверенитетом. Такое государство строится по принципу односистемности: одна система власти, органов, налогов, законов. Унитарное государственное устройство предполагает «существование слитного государства, подразделяющегося лишь на административно-территориальные единицы и потому не включающее в себя никаких государственных образований. В нем господствуют единые конституционные принципы, существует только одна система центральных органов власти». Типичными признаками унитарного государства является единое гражданство, политическое единство территории, выражающееся в делении территории унитарного государства на округа, области, районы и др.; унитарные государства, как правило, являются мононациональными. Есть примеры и многонациональных унитарных государств: Испания, Китай, Афганистан и др. В зависимости от степени централизации унитарные государства подразделяются на централизованные (чиновники на местах назначаются из центра) и децентрализованные (основанные на самоуправлении). В любом случае территория унитарного государства подразделяется лишь на политико-административные или административно-территориальные единицы. Органы государственной власти отличаются организационным единством и носят общенациональный характер. Административная автономия фактически по статусу приравнивается к муниципалитетам (к самоуправлению) с некоторыми особенностями правового статуса для определенных национальностей, административные единицы при этом не обладают политической самостоятельностью, не могут принимать законов и др. Автономные образования обладают несколько большим объемом прав по сравнению с простыми административными единицами.
Вопрос 2. Понятие брака. Брачный договор. Недействительность брака
Брак это добровольный союз мужчины и женщины, который заключается на условиях, предусмотренных Семейным Кодексом, направлен на создание семьи и порождает для сторон взаимные права и обязанности.
В целях повышения культуры брачных и семейных отношений и ответственности одного супруга перед другим, определения прав и обязанностей супругов в браке и (или) после его расторжения лица, вступающие в брак, и супруги в любое время и в определенном ими объеме прав и обязанностей вправе заключить Брачный договор.
В Брачном договоре могут быть определены:
права и обязанности супругов по взаимному содержанию, в том числе после расторжения брака;
порядок раздела имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов;
совместно нажитое имущество, которое будет передано каждому из супругов после расторжения брака;
условия относительно изменения установленного законодательными актами Республики Беларусь режима общей совместной собственности супругов путем установления долевой собственности или собственности каждого из супругов на все имущество, подлежащее отнесению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь к общей совместной собственности, или на отдельные виды такого имущества;
условия относительно невозможности признания имущества каждого из супругов их общей совместной собственностью, если в период брака за счет общего имущества супругов или личного имущества другого супруга будут произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция и т.п.);
иные вопросы взаимоотношений между супругами (порядок несения каждым из них семейных расходов и т.п.), родителями и детьми, если это не нарушает права и законные интересы других лиц и не противоречит законодательству Республики Беларусь.
Брачный договор может быть заключен как в отношении имущества, совместно нажитого супругами до заключения Брачного договора, так и в отношении имущества, которое будет нажито супругами в период брака.
Права и обязанности супругов, предусмотренные Брачным договором, могут ограничиваться определенными сроками либо ставиться в зависимость от наступления или не наступления определенных условий.
Односторонний отказ от исполнения Брачного договора не допускается.
Вопрос 3. Понятие и виды времени отдыха
Согласно ст.43 Конституции Республики Беларусь, трудящиеся имеют право на отдых. Помимо установленного в Конституции, такой вопрос наиболее полно регламентируется в актах законодательства.
Поэтому считаю нужным рассмотреть данный вопрос более подробно, как пример, наиболее важного права в трудовой деятельности лиц.
Всеобщая Декларация прав человека, а именно, ее статья 24 также объявляет неотъемлемым правом любого и каждого человека его право на:
- отдых,
- досуг,
- право на разумное ограничение рабочего дня,
- право получить периодический отпуск, который также будет оплачиваемым.
Такое право имеет и законодательное обеспечение в Республике Беларусь, оно находит свое отражение как в:
Трудовом кодексе, иных актах законодательства, будь то Законы Республики Беларусь, Постановления Совета Министров, а также иные акты законодательства.
Время отдыха производно от длительности времени работы: чем меньше человек работает, тем больше он отдыхает, а также наоборот, чем больше человек работает, тем меньше он отдыхает.
Вопрос о справедливости данной схемы риторический. Однако таковы реалии современной жизни и от этого никуда не уйти.
Важно, чтобы большая по времени и по трудности работа оплачивалась должным образом, однако и это – право нанимателя.
Такое право он реализует, конечно, формально с согласия работника, однако зачастую потенциальным работникам приходится соглашаться на очень тяжелую работу, где установлен довольно-таки длительный рабочий день за не очень большую заработную плату, чтобы обеспечить жизнь как себе, так и свой семье.
Законодательство Республики Беларусь не содержит в себе определения, понятия времени отдыха.
Однако, имеется ряд авторов, которые самостоятельно определяют время отдыха.
Так, Т. Н. Важенкова считает временем отдыха часть календарного времени, в течение которого работник в соответствие с законодательством свободен от выполнения своих трудовых обязанностей и вправе использовать это время по своему усмотрению. [4, c.306]
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
2. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26 июля 1999 г., № 296-З : принят Палатой представителей 8 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : с изм. и доп. от 24.10.2016 г. № 493-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
3. О борьбе с коррупцией [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 15 июля 2015 г., № 305-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
4. О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины [Электронный ресурс] : Декрет Президента Республики Беларусь, 26 июля 1999 г., № 29 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
5. О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь, 26 марта 1998 г., № 157 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
6. О государственной службе в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
7. О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 19 янв. 2008 г., № 73 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.