Состав, компетенция и порядок работы экономических судов областей и города Минска
История учреждения Интерпола
Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь. Компетенция Национального центрального бюро Интерпола в Республике Беларусь
Юстиция Великобритании
Список использованных источников
Состав, компетенция и порядок работы экономических судов областей и города Минска
Декрет Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. №6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» с 01.01.2014 г. хозяйственные Суды областей Республики Беларусь переименовал в экономические Суды областей Республики Беларусь.
Экономические суды осуществляют в пределах своей компетенции правосудие в области экономических отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов субъектов хозяйствования. Экономический Суд Республики Беларусь специализируется и призван вершить правосудие в сфере экономики.
Состав экономического правосудия в Республике Беларусь Система экономического правосудия (в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. номер 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» и Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей»), состоит из Верховного Суда Республики Беларусь, и подчиненных ему экономических судов областей (города Минска) [10].
В каждой области Республики Беларусь действуют областной суд и экономический суд области, а в городе Минске – Минский городской суд и экономический суд города Минска.
Статья 36 Кодекса «О судоустройстве и статусе судей» гласит, что Экономический суд области (города Минска) состоит из судей экономического суда области (города Минска), в том числе председателя экономического суда области (города Минска) и заместителей председателя экономического суда области (города Минска).
В экономическом суде области (города Минска) образуются:
судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции;
апелляционная судебная коллегия;
судебная коллегия по административным делам.
При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь в экономическом суде области (города Минска) могут образовываться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.
При наличии десяти и более судей в составе экономического суда области (города Минска) судьи такого суда могут специализироваться на рассмотрении дел о банкротстве, налоговых споров, иных категорий дел в порядке, предусмотренном Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь.
Количественный состав судей экономического суда области (города Минска) устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.
Количество заместителей председателя экономического суда области (города Минска) определяется Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.
Экономический суд Брестской области действует в составе 13 судей, в том числе председателя и его заместители.
История учреждения Интерпола
Конец 19 века знаменовался великими научно-техническими достижениями, результатами которых, естественно, не преминул воспользоваться преступный мир. Преступник совершал громкое преступление на территории одного государства и благополучно скрывался на территории другого, становясь недосягаемым для полиции. При отсутствии двусторонних договоров о выдаче преступников, для их ареста и выдачи использовались дипломатические каналы, либо личные связи полицейских чиновников, что очень затрудняло работу правосудия. Остро чувствовалась необходимость налаживания постоянного сотрудничества государств в борьбе с «международной преступностью», подведения под него организационной и правовой базы, выработки совместной полиции и общих принципов. Еще в 1989 году на учредительном заседании Международного союза уголовного права его участники констатировали появление «международной преступности» и призвали полицейские службы разных государств к её подавлению. В 1905 году в г. Гамбурге на заседании Криминалистического общества было принято обращение ко всем государствам создавать в полицейских ведомствах специальные службы для борьбы с «международной преступностью».
История Интерпола началась в апреле 1914 года. Тогда в Монако прошел I Международный конгресс криминальной полиции, на котором присутствовали представители 24 стран, был даже один представитель полицейских властей России. (Не присутствовали Германия, Австро-Венгрия, скандинавские страны). Они договорились о возможности создания спецслужбы, которая занималась бы учетом международной криминальной информации и экстрадицией преступников. У истоков создания организации стоял герцог Монако Альберт I из династии Гримальди, океанограф, владелец нескольких казино в Монте-Карло, который предложил, к удивлению делегатов, великолепный план международной борьбы с уголовной преступностью [9].
Мировая война отложила эти планы почти на 10 лет. 10 миллионов населения погибло. Начался невиданный разгул преступности. Особенно пострадала Австро-Венгрия, война вызвала хаотичную миграцию населения, выросло число преступлений, совершаемых иностранцами. Только в 1923 году в Вене на международном конгрессе уголовной полиции, куда съехались полицейские депутаты 138 представителей из 20 государств, была учреждена Международная комиссия криминальной полиции (это название организации просуществовало до 1956 года) и принят ее устав. Это произошло 7 сентября 1923 года. Делегаты решили, что преступник подлежит уголовному наказанию вне зависимости от того, в какой из стран совершил преступление и где был обнаружен. Первым президентом Интерпола стал один из инициаторов Венского конгресса полицай-президент Австрии И. Шобер (будущий канцлер Австрии). Вена приютила вновь созданную организацию и взяла на себя все расходы, связанные с ее функционированием и оплатой персонала. Более того, было принято решение, что председателем комиссии автоматически становится глава полиции Австрии. В 1938 году Австрия стала частью Германии. Быстро оценив возможности и перспективы Интерпола, еще в предвоенные годы в организацию внедрились германские национал-социалисты. В 1941 году пост президента Интерпола занял глава гитлеровской полиции Рейнхард Гейдрих. Штаб-квартира организации была перенесена в Берлин. В 1943 году Гейдриха заменил шеф гестапо Эрнст Кальтенбруннер. Тайная государственная полиция фашистской Германии в своих целях активно использовала широкие возможности международного центра уголовной полиции и его обширную картотеку. Таким образом, Интерпол стал придатком организации, которую затем Международный военный трибунал в Нюрнберге признал преступной. После разгрома гитлеровской Германии богатые архивы Интерпола обнаружить так и не удалось. Руководитель архива Циндель покончил жизнь самоубийством. Живых свидетелей уничтожения или эвакуации картотеки не осталось.
Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь. Компетенция Национального центрального бюро Интерпола в Республике Беларусь
Интерпол является самой крупной межправительственной организацией полицейского сотрудничества, объединяющей органы полиций 190 стран. Интерпол как межправительственная организация является юридическим лицом по международному праву, с собственными правами и прерогативами и как таковая подчинена международному праву, а не законам различных стран. В силу своего межправительственного статуса Интерпол не подчиняется (кроме как с собственного согласия) законам государств-членов и может пользоваться привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для деятельности самой Организации и её сотрудников (иммунитет от судебного преследования, неприкосновенность архивов, территорий).
В настоящее время НЦБ Интерпола в Республике Беларусь - подразделение криминальной милиции, входящее в систему органов и подразделений внутренних дел на правах самостоятельного подразделения, имеющего статус управления, осуществляющего сотрудничество и обеспечивающего взаимодействие правоохранительных и иных государственных органов Республики Беларусь с правоохранительными органами других государств – членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола в противодействии международной преступности.
Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь. Деятельность НЦБ Интерпола осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека, взаимодействия в установленном порядке с правоохранительными и иными государственными органами Республики Беларусь, а также правоохранительными органами иностранных государств-членов Интерпола, сочетания гласных и негласных методов работы.
Республика Беларусь вступила в члены МОУП-Интерпол 4 октября 1993 года на 62-ой сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола, проходившей на острове Аруба в Карибском море. Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь создано в соответствии с полномочиями Республики Беларусь в качестве члена Международной организации уголовной полиции – Интерпол, статьями 4 и 32 Устава Интерпола от 13 июня 1956 года, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 ноября 1993 г. № 774 «О совершенствовании мер охраны общественного порядка и борьбы с преступностью» (СП Республики Беларусь, 1993 г., № 31, ст.622). Во исполнение Постановления Совета министров приказом Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 10 декабря 1993 года в структуре центрального аппарата МВД создано НЦБ Интерпола в Республике Беларусь.
В соответствии со ст.32 Устава, каждая страна, вступившая в Интерпол, должна создать в структуре своей полицейской службы Национальное центральное бюро. По своему функциональному содержанию любое НЦБ - это рабочий аппарат, который поддерживает связи с различными ведомствами внутри страны, такими как суд, прокуратура, банки, таможенные, пограничные и иммиграционные службы, с одной стороны, а с другой - с НЦБ других стран и Генеральным секретариатом Интерпола.
Юстиция Великобритании
В Великобритании нет единой унифицированной судебной системы. Англия и Уэльс имеют общую судебную систему, в то время как Шотландия и Северная Ирландия каждая имеет отдельные собственные системы. Система Северной Ирландии аналогична Английской, имеет такие же судебные органы. Судебная система Шотландии, хотя основывается на схожих принципах, отличается по структуре и порядку ведения дел.
Судебная система Англии и Уэльса характеризуется многоуровневостью и достаточно сложным распределением подсудности и подведомственности дел между судами различных инстанций.
Судебная система Англии и Уэльса состоит из:
• Верховный суд Соединенного Королевства (Supreme Court of the United Kingdom);
• Высшие суды Англии и Уэльса (Senior Courts of England and Wales):
- Апелляционный суд (Court of Appeal);
- Высокий суд правосудия (High Court of Justice);
- Суд Короны (Crown Court);
• Низшие суды (Subordinate courts):
- суды графств (County Courts);
- магистратские суды (Magistrates Courts);
- специальные суды (Special Courts);
-служба трибуналов (Tribunals Service).
Верховный суд был создан в 2009 году с целью более явного разделения судебной и законодательной (в лице Палаты лордов) властей и повышения прозрачности в отношениях между парламентом и судами. Лорды-судьи, также известные как Лорды-ординарии апелляционного суда, были высококвалифицированными, штатными судьями, которые выполняли судебную работу Палаты лордов до июля 2009 года, когда они, оставив работу в парламенте, получили назначение на должность судей нового Верховного суда Соединенного Королевства.
Верховный суд является судом последней инстанции и самым высоким апелляционным судом в Королевстве. Он рассматривает апелляционные жалобы, касающиеся спорных вопросов общегосударственного значения, по гражданским делам всего Соединенного Королевства, а также по уголовным делам Англии, Уэльса и Северной Ирландии. В Шотландия с апелляциями на решения судов низших инстанций по уголовным делам можно обращаться в Высокий суд юстициариев, выносящий окончательные решения по всем уголовным делам на территории Шотландии.
Разрешение на подачу апелляции будет дано только в том случае, если дело имеет важное общегосударственное значение. Дело будет слушаться пятью, семью или девятью из двенадцати лордов-судей Верховного суда, каждый из которых выносит собственное решение, причем общий вердикт достигается либо единогласно, либо простым большинством голосов. Решения, принятые в Верховном суде, становятся прецедентами, которым обязаны следовать суды низших инстанций.
1. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 (с изменениями и дополнениями) // Нац.реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – № 188. – 1 /6032.
2. Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» от 29 июня 2006 г. № 139-з г // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008
3. Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. №575 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008
4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 ноября 1993г. №774 «О совершенствовании мер охраны общественного порядка и борьбы с преступностью» // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008.
5. Декрет Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008.
6. Устав Международной организации уголовной полиции Интерпола от 13.06.1956 (в ред. по состоянию на 01.01.1986)
7. Самарин В.И «Интерпол. Международная организация уголовной полиции». СПБ.: Питер – 2004, 202
8. Овчинский, В. C. Интерпол в вопросах и ответах : учеб. пособие / В. С. Овчинский ; М-во внутр. дел Рос. Федерации, Нац. центр. бюро Интерпола в Рос. Федерации. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Инфра-М, 2015. – 367 c.
9. Официальный сайт Министерства внутренних дел Республики Беларусь/ Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь – электронный ресурс.
10. Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь Верховный Суд Республики Беларусь / Экономические Суды/ Электронный ресурс/